В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 15

Похожие новости

Все похожие новости (5)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Соревнование драндулетных программ

Соревнование драндулетных программ

Субсидии на покупку новых автомобилей выдают почти все страны, где есть автопроизводство. Российский вариант — самый оригинальный и неэффективный.

Германия — всем пример

Стимулирование автопокупок распространилось из Германии. С 15 января страна, крайне осторожная в прочих антикризисных тратах, выплачивает каждому, кто меняет автомобиль старше 9 лет на новый (с небольшим расходом топлива) субсидию в 2500 евро. Немецкое правительство рассчитывало, что программой воспользуется 0,6 млн человек, траты ограничатся 1,5 млрд евро, а программа будет действовать до конца года.

Эти деньги кончились к началу апреля, и ассигнования пришлось увеличить вчетверо, до 6 млрд евро. По оценке FT, в сентябре будет исчерпана и эта сумма.

Благодаря стимулированию, рост автопродаж всю первую половину года резко отличал Германию от остальной Европы. Пока в Германии они росли на 20—25%, в остальной Европе падали на 10—20%.

Европа так и закончила первое полугодие со спадом продаж в 11%, а в Германии они выросли больше чем на 40%. Хотя кризис Германия переживает не менее, а даже более тяжело, чем другие страны из-за сильной зависимости от экспорта. Немецкие субсидии помогли даже «АвтоВАЗу»: наши автомобили продемонстрировали там весной один из самых быстрых темпов роста в отношении к 2008 г. — правда, при совсем небольших объемах продаж.

Пример заразителен

Следом за Германией утилизационные премии ввели и другие страны — всего 13, включая Францию, Италию, Испанию и Великобританию. Премия за утилизацию варьируется от 1500 до 5000 евро. Стимулирование дало эффект: в июне в Европе впервые за 16 месяцев в сравнении с предыдущим годом продажи немного выросли.

Дольше всех сопротивлялись Испания и Великобритания — у них и так большой бюджетный дефицит. В Британии автодилерам, сильно уговаривавшим чиновников раскошелиться, пришлось вступить в частно-государственное партнерство. Покупатели, меняющие автомобиль старше 10 лет на новый, получают там субсидию в £2000: половину этой суммы дает бюджет, а половину — дилер. В июне падение еще продолжалось, а в июле продажи выросли впервые за 15 месяцев.

Потом инфекция субсидирования захватила и в Восточную Европу. Если в целом в регионе продажи авто в июне были на четверть ниже прошлогодних, то в странах, которые ввели премию, зарегистрирован рост: в Словакии на 57,4%, в Чехии — на 18%.

Но господдержка — явление временное. Действие европейских программ подходит к концу, и когда помощь прекратится, продажи упадут, предупреждают аналитики Credit Suisse.

Много американских драндулетов

Американские автопроизводители еще в конце зимы потребовали введения субсидии типа немецкой. Но администрация Барака Обамы отказывалась пойти на это до того, как GM и Crysler прошли процедуру банкротства, а у правительства оказалось 61% акций первой компании и 10% второй.

С июля в Штатах введена схема, аналогичная европейской: за сдачу в утиль старого авто дается субсидия на покупку нового (cash for clunkers — деньги за драндулеты). Действовать она должна до декабря.

Субсидия варьируется в диапазоне $3500—4500 в зависимости от расхода бензина старым автомобилем и разницы между энергоемкостью нового и старого. По оценке министерства транспорта, в среднем сдаваемые в утиль драндулеты тратят галлон бензина (3,8 литра) на 15,8 миль (25,4 км), а покупаемые — на 25,3 мили (40,7 км).

Владельцы старья не получают денег на руки — они направляются автодилеру, которому вменено и сдать машину в утиль.

Как и в Германии, выделенные деньги кончились мгновенно (Штаты планировали ограничиться $1 млрд). После недельных дискуссий Конгресс одобрил увеличение расходов до $3 млрд. Республиканцы пытались заблокировать добавку, считая программу слишком дорогостоящей: может не хватить и $3 млрд.

Следующая программа должна называться «Деньги в обмен на гольф-клубы», — издевался республиканец Джон Маккейн.

Демократы, напротив, считают программу «Деньги за драндулеты» лучшей из всех принятых за последние два года антикризисных мер. К 10 августа американцы использовали $1,03 млрд, купив 245 384 авто, сообщает специальный сайт, созданный Минтрансом для разъяснения программы. Получается, средняя субсидия за старую машину составляет $4198. Сейчас с субсидией приобретается примерно каждый четвертый автомобиль.

«Абсолютный успех!»

Программа дала мгновенный эффект: падение продаж авто к предыдущему году замедлилось с июньских 28% до 12% в июле. Продажи почти достигли 1 млн штук — максимума за последние 12 месяцев. А в годовом выражении (сколько бы удалось с учетом сезонности продать за год) продажи впервые поднялись с депрессивных 9—10 млн штук до 11,2 млн (в 2007 г. — 16 млн).

Дилерам, опрошенным WSJ, уже не хватает подходящих под условия программы машин. «Я пытаюсь скупать новые автомобили везде, где их можно найти», — говорит Алан Хелфман, вице-президент хьюстонской фирмы, торгующей Chrysler Jeep. Запас новых авто у Хелмана упал с обычных 320 до 50: «Рост спроса фантастический».

Заводы работают на полную катушку. Chrysler пришлось добавить на нескольких заводах третью рабочую смену. Hyundai вернулся к пятидневной рабочей неделе. У Ford продажи выросли впервые с 2007 г. А больше всего покупают GM (18,7% продаж).

На американские компании приходится 47% продаж с государственной помощью (почти такая же доля у них в обычных продажах в США — 45%). Но самая популярная модель — Toyota Corolla.

Миллиард долларов, истраченный на покупку автомобильного старья — самая эффективная мера из всех, что до сих пор принимал Конгресс, цитирует WSJ экономиста Credit Suisse Нила Сосс. Он сразу повысил прогноз роста ВВП в третьем квартале с 1,3% до 2%.

«Это абсолютный успех и большая поддержка для всей экономики», — радуется Майкл Джексон из AutoNation Inc.

Действие программы уже начинает ощущаться и в макропоказателях. По прогнозу экономиста Morgan Stanley Ричарда Бернера, в июле оборот торговли вырастет на 1,8%, а без учета автомобилей — всего на 0,1%. Он повысил прогноз роста на третий квартал с 1% до 3—4%, объяснив это влиянием автосубсидий на производство и торговлю.

Программа поможет и финансовым рынкам: часть автомобилей покупается в кредит, эти займы потом могут быть секьюритизированы, цитирует Reuters аналитика из Huxley Capital Management.

Заем у будущего

«Может, кто и удивляется, что раздача денег имеет такой успех, но только не я», — пишет инвестиционный консультант Майк Шедлок. Если государство хочет добиться еще большего успеха, надо дать по $4500 на автомобиль каждому. Краткосрочный спрос рванет вверх, но потом просядет на несколько лет, так что «абсолютный успех» госпрограммы — на самом деле трагедия, и так бывает всегда с бесплатной раздачей денег, отмечает он.

Быстрый рост производства и продаж в III квартале окажется как бы займом у будущего: зимой выделение субсидий прекратится, и экономика снова начнет падать, полагает Дуглас Ли из консалтинговой фирмы Economics from Washington. По его расчетам, в течение нескольких месяцев субсидии позволят поднять продажи на 20—30%: с 9—10 млн в годовом выражении до 12—13 млн. С субсидией в $3 млрд американцы купят порядка 750 000 автомобилей.

Но ради субсидии часть людей, которые могли сделать покупки в первом полугодии, отложили их, а те, кто в естественных условиях покупали бы новую машину через полгода — год, наоборот, поторопятся. В итоге, рост концентрируется в III квартале, а в IV будет спад, и мы получаем W-образную рецессию, считает Ли. Подталкивает к такому развитию событий именно щедрая госпомощь.

Бессмысленные траты

Программа «Деньги за драндулеты» взяла все самое худшее из рузвельтовского «Нового курса», уверен профессор Калифорнийского университета Джеймс Гамильтон. В 1993 г. правительство платило фермерам за забой домашнего скота и уничтожение посевов, как будто избавление от продукции может сделать нацию богаче, напоминает Гамильтон: «И вот мы снова в тех временах — выплачиваем субсидии за уничтожение пригодного к работе транспорта».

Будто в подтверждение этого тезиса немецкий полицейский профсоюз заявил, что порядка 50 000 машин, за которые государство заплатило премию, попадают не в переработку, а в Восточную Европу. Зачем добру пропадать? До сих пор полиция сообщала правительству не о десятках тысяч, а о единицах таких случаев, но полностью исключить их нельзя, философски заметил на это министр финансов Пеер Штейнбрюк.

Почему бы не давать в обмен на старую рухлядь не $4500, а $10 000 или $20 000, иронизирует колумнист Bloomberg Каролин Баум. И зачем останавливаться на автомобилях, если точно так же можно помочь владельцам гаражей избавиться и от прочего хранящегося там годами старья? Еще можно субсидировать обмен старых домов, на отопление которых тратится много энергии, на новые (естественно, при условии уничтожения старых).

Американское правительство быстро перенимает государственно-частное партнерство в японско-корейском стиле, возмущается Баум: администрация делает то, что выгодно крупным корпорациям. Автозаводы получают деньги и по другим каналам — так, на прошлой неделе было объявлено о выделении $2,4 млрд на разработку гибридных и электромобилей. А если вспомнить, что контрольный пакет GM национализирован, в этом случае государство вообще «партнерствует с самим собой», подчеркивает Баум.

Американцы и так слишком часто меняют машины, пишет один из редакторов WSJ Габриэла Стерн в коллективном блоге randomnotes.newswires-americas.com. Но современные автомобили не настолько плохи, чтобы менять их как перчатки.

Свободные деньги, у кого они есть, лучше потратить не на новые авто, а на медицину, обучение детей, пенсионные накопления, считает Стерн. Возвращение экономики к росту нужно, но не ценой скатывания обратно к избыточному потреблению.

Китай: рост почти без субсидий

Быстрее всего автопродажи растут в Китае, где, можно сказать, никаких субсидий-то и нет. В июле, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, реализация авто выросла на 63,6% по сравнению с прошлогодним уровнем.

А по итогам июня Китай с 1,14 млн проданных машин впервые обошел США (1,127 млн), став мировым лидером по автопродажам. Это должно было случиться: за первое полугодие продажи в Штатах упали на 35,1%, а в Китае — выросли на 25,6%. С марта ежемесячные продажи авто в Китае не падают ниже 1 млн. В июле, в разгар кризиса, Fiat подписал соглашение о создании в Китае совместного производства, в которое вложит 400 млн евро, пишет FT.

Единственная помощь автовладельцем, предпринятая в Китае — субсидия в размере до $730 фермерам, покупающим малолитражки в обмен на старую технику. Горожане покупают автомобили без всяких субсидий.

Россия: свой извилистый путь

В России пошли своим, ни на кого не похожим путем. Правительство решило помочь не автопроизводителям, а банкам: потенциальным покупателям субсидируют процент по автокредиту (2/3 ставки рефинансирования Центробанка). Сейчас ставка снижена до 10,75%, так что субсидия не превышает 7,2%. Тем, кому кредит не нужен, государство не помогает.

Но в кризис люди осторожны с кредитами: со старыми бы расплатиться. В долг брать невыгодно: ставки выросли с 12—14% до 25% и выше. Поэтому, несмотря на госпомощь, доля покупок авто в кредит снизилась с докризисных почти 50% до примерно 20%.

Чтобы с участием государства нельзя было купить дорогие иномарки, стоимость покупки сначала ограничили 350 000 руб. В этой редакции программа не пользовалась большим успехом: выгоднее было получить кредит у самих автопроизводителей.

В итоге, с мая в программе успели поучаствовать порядка 23 411 покупателей, сообщил Минпромторг. Если в США с субсидией продается четверть авто, то российский результат куда скромнее и в относительном выражении: только в июле в стране было продано в 5 раз больше автомобилей.

«На «Ладу» приходится примерно 80% продаваемых с участием госсубсидий автомобилей, на Renault Logan — 5%», — цитирует «Интерфакс» координатора программы льготного кредитования Минпромторга Александра Кима.

Все кредиты до сих пор шли через три госбанка: через Сбербанк — около 84%, через «ВТБ24» — еще 13%, остальные — через «Россельхозбанк».

Госбанкам программа дала некоторый приработок, но не заменила им обычные автокредиты. Например, «ВТБ24» за первое полугодие выдал автокредитов без субсидий примерно в 7 раз больше, чем льготных. Для Сбербанка льготные автокредиты — более существенный заработок. Он за три месяца действия программы выдал в 1,5 раза больше льготных кредитов, чем в июне — обычных.

С нынешней пятницы потолок цены автомобиля повышается до 600 000 руб., а первоначальный взнос уменьшается с 30% до 15% стоимости авто. К выдаче кредитов смогут подключиться четыре частных банка. Спрос на участие в программе теперь должен заметно вырасти. До конца года, прогнозирует Минпромторг, будет выдано порядка 100 000 кредитов.

Версия-2

Почему Россия не приняла общепринятый вариант автосубсидии? Ведь у нас достаточно материала для утилизации ездит и по российским дорогам: порядка четверти автомобилей — старше 20 лет. Минпромторг, куратор программы автосубсидий, задумался об утилизационной премии, но вряд ли такая программа появится скоро. Мешает малость — отсутствие инфраструктуры для утилизации машин. А платить премию за транспортное средство, которое гниет на свалке, было бы странно.

Зато неоспоримое достоинство российской программы — дешевизна. Американская стоит почти в 50 раз дороже, а немецкая — более чем в 100 раз. Адаптировать в России меры, похожие на те, что предприняты в других странах, не имело смысла, считает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Такие меры работают, когда в стране есть несколько сильных производителей, а между ними — реальная конкуренция. У нас же нет проблем автопрома — есть проблемы отдельно взятого «АвтоВАЗа», полагает Симачев.

Возможно, Россия все же введет премию за утилизацию. Минпромторг полагает, что она должна составить 50 000 руб. В рамках пилотного проекта предлагается принимать любые автомобили старше 10 лет — лишь бы они находились в собственности данного владельца не меньше года. Но пока средств на финансирование этой программы в бюджете-2010 не заложено.

Эффект слабый

Основной адресат поддержки — «АвтоВАЗ» — благотворного влияния госпрограммы пока не почувствовал и, накопив больше 80 000 непроданных автомобилей, перешел на сокращенный режим работы. Более того, на этой неделе правительство (устами вице-премьера Александра Жукова) впервые признало, что нужна специальная программа на случай временной остановки завода. Лишь в июле завод заявил о начале реформирования системы поставок комплектующих.

«АвтоВАЗу» не помогла ни девальвация рубля, ни запретительные импортные пошлины, ни госсубсидия в 25 млрд руб., ни льготные кредиты госбанков. Все, чего завод сумел добиться: при общем падении продаж автомобилей в России на 49% его продажи упали на 44%. Проблемы завода нужно решать, четко отделяя социальные вопросы от задач развития и повышения конкурентоспособности, говорит Симачев.

Небольшое оживление продаж принес «АвтоВАЗу» лишь июль (рост к июню на 12,4%). Это неплохой результат: рынок в целом, по оценке AEB, вырос на 1,8%, а спрос на иномарки продолжал слабеть (-8,8% к июню). Возможно, это дно: в сравнении с прошлым годом продажи тольяттинских изделий снизились «всего» на 42%. Примерно такую же динамику в России показывает Renault.

Если исходить из названной Кимом из Минпромторга оценки, то выходит, что с мая «АвтоВАЗ» продал с льготными госкредитами порядка 18 700 автомобилей. Июльские продажи завода — 32 426 машин. Получается, с госсубсидией сейчас продается не меньше 20% «Лад», и своим июльским ростом «АвтоВАЗ» обязан как раз госпрограмме. Но снижение продаж без субсидирования настолько резкое, что благотворного воздействия программы пока не ощущается.

Slon.ru