Ваша оценка новости
требуется авторизация | |
Общая оценка | 15 |
Похожие новости
Ключевые слова
- банк (599)
- заемщик (328)
- автомобиль (156)
- покупатель (41)
- процент (40)
- субсидия (29)
- автопроизводитель (6)
- драндулет (1)
Соревнование драндулетных программ
Субсидии на покупку новых автомобилей выдают почти все страны, где есть автопроизводство. Российский вариант — самый оригинальный и неэффективный.
Германия — всем пример
Стимулирование автопокупок распространилось из Германии. С 15 января страна, крайне осторожная в прочих антикризисных тратах, выплачивает каждому, кто меняет автомобиль старше 9 лет на новый (с небольшим расходом топлива) субсидию в 2500 евро. Немецкое правительство рассчитывало, что программой воспользуется 0,6 млн человек, траты ограничатся 1,5 млрд евро, а программа будет действовать до конца года.
Эти деньги кончились к началу апреля, и ассигнования пришлось увеличить вчетверо, до 6 млрд евро. По оценке FT, в сентябре будет исчерпана и эта сумма.
Благодаря стимулированию, рост автопродаж всю первую половину года резко отличал Германию от остальной Европы. Пока в Германии они росли на 20—25%, в остальной Европе падали на 10—20%.
Европа так и закончила первое полугодие со спадом продаж в 11%, а в Германии они выросли больше чем на 40%. Хотя кризис Германия переживает не менее, а даже более тяжело, чем другие страны из-за сильной зависимости от экспорта. Немецкие субсидии помогли даже «АвтоВАЗу»: наши автомобили продемонстрировали там весной один из самых быстрых темпов роста в отношении к 2008 г. — правда, при совсем небольших объемах продаж.
Пример заразителен
Следом за Германией утилизационные премии ввели и другие страны — всего 13, включая Францию, Италию, Испанию и Великобританию. Премия за утилизацию варьируется от 1500 до 5000 евро. Стимулирование дало эффект: в июне в Европе впервые за 16 месяцев в сравнении с предыдущим годом продажи немного выросли.
Дольше всех сопротивлялись Испания и Великобритания — у них и так большой бюджетный дефицит. В Британии автодилерам, сильно уговаривавшим чиновников раскошелиться, пришлось вступить в частно-государственное партнерство. Покупатели, меняющие автомобиль старше 10 лет на новый, получают там субсидию в £2000: половину этой суммы дает бюджет, а половину — дилер. В июне падение еще продолжалось, а в июле продажи выросли впервые за 15 месяцев.
Потом инфекция субсидирования захватила и в Восточную Европу. Если в целом в регионе продажи авто в июне были на четверть ниже прошлогодних, то в странах, которые ввели премию, зарегистрирован рост: в Словакии на 57,4%, в Чехии — на 18%.
Но господдержка — явление временное. Действие европейских программ подходит к концу, и когда помощь прекратится, продажи упадут, предупреждают аналитики Credit Suisse.
Много американских драндулетов
Американские автопроизводители еще в конце зимы потребовали введения субсидии типа немецкой. Но администрация Барака Обамы отказывалась пойти на это до того, как GM и Crysler прошли процедуру банкротства, а у правительства оказалось 61% акций первой компании и 10% второй.
С июля в Штатах введена схема, аналогичная европейской: за сдачу в утиль старого авто дается субсидия на покупку нового (cash for clunkers — деньги за драндулеты). Действовать она должна до декабря.
Субсидия варьируется в диапазоне $3500—4500 в зависимости от расхода бензина старым автомобилем и разницы между энергоемкостью нового и старого. По оценке министерства транспорта, в среднем сдаваемые в утиль драндулеты тратят галлон бензина (3,8 литра) на 15,8 миль (25,4 км), а покупаемые — на 25,3 мили (40,7 км).
Владельцы старья не получают денег на руки — они направляются автодилеру, которому вменено и сдать машину в утиль.
Как и в Германии, выделенные деньги кончились мгновенно (Штаты планировали ограничиться $1 млрд). После недельных дискуссий Конгресс одобрил увеличение расходов до $3 млрд. Республиканцы пытались заблокировать добавку, считая программу слишком дорогостоящей: может не хватить и $3 млрд.
Следующая программа должна называться «Деньги в обмен на гольф-клубы», — издевался республиканец Джон Маккейн.
Демократы, напротив, считают программу «Деньги за драндулеты» лучшей из всех принятых за последние два года антикризисных мер. К 10 августа американцы использовали $1,03 млрд, купив 245 384 авто, сообщает специальный сайт, созданный Минтрансом для разъяснения программы. Получается, средняя субсидия за старую машину составляет $4198. Сейчас с субсидией приобретается примерно каждый четвертый автомобиль.
«Абсолютный успех!»
Программа дала мгновенный эффект: падение продаж авто к предыдущему году замедлилось с июньских 28% до 12% в июле. Продажи почти достигли 1 млн штук — максимума за последние 12 месяцев. А в годовом выражении (сколько бы удалось с учетом сезонности продать за год) продажи впервые поднялись с депрессивных 9—10 млн штук до 11,2 млн (в 2007 г. — 16 млн).
Дилерам, опрошенным WSJ, уже не хватает подходящих под условия программы машин. «Я пытаюсь скупать новые автомобили везде, где их можно найти», — говорит Алан Хелфман, вице-президент хьюстонской фирмы, торгующей Chrysler Jeep. Запас новых авто у Хелмана упал с обычных 320 до 50: «Рост спроса фантастический».
Заводы работают на полную катушку. Chrysler пришлось добавить на нескольких заводах третью рабочую смену. Hyundai вернулся к пятидневной рабочей неделе. У Ford продажи выросли впервые с 2007 г. А больше всего покупают GM (18,7% продаж).
На американские компании приходится 47% продаж с государственной помощью (почти такая же доля у них в обычных продажах в США — 45%). Но самая популярная модель — Toyota Corolla.
Миллиард долларов, истраченный на покупку автомобильного старья — самая эффективная мера из всех, что до сих пор принимал Конгресс, цитирует WSJ экономиста Credit Suisse Нила Сосс. Он сразу повысил прогноз роста ВВП в третьем квартале с 1,3% до 2%.
«Это абсолютный успех и большая поддержка для всей экономики», — радуется Майкл Джексон из AutoNation Inc.
Действие программы уже начинает ощущаться и в макропоказателях. По прогнозу экономиста Morgan Stanley Ричарда Бернера, в июле оборот торговли вырастет на 1,8%, а без учета автомобилей — всего на 0,1%. Он повысил прогноз роста на третий квартал с 1% до 3—4%, объяснив это влиянием автосубсидий на производство и торговлю.
Программа поможет и финансовым рынкам: часть автомобилей покупается в кредит, эти займы потом могут быть секьюритизированы, цитирует Reuters аналитика из Huxley Capital Management.
Заем у будущего
«Может, кто и удивляется, что раздача денег имеет такой успех, но только не я», — пишет инвестиционный консультант Майк Шедлок. Если государство хочет добиться еще большего успеха, надо дать по $4500 на автомобиль каждому. Краткосрочный спрос рванет вверх, но потом просядет на несколько лет, так что «абсолютный успех» госпрограммы — на самом деле трагедия, и так бывает всегда с бесплатной раздачей денег, отмечает он.
Быстрый рост производства и продаж в III квартале окажется как бы займом у будущего: зимой выделение субсидий прекратится, и экономика снова начнет падать, полагает Дуглас Ли из консалтинговой фирмы Economics from Washington. По его расчетам, в течение нескольких месяцев субсидии позволят поднять продажи на 20—30%: с 9—10 млн в годовом выражении до 12—13 млн. С субсидией в $3 млрд американцы купят порядка 750 000 автомобилей.
Но ради субсидии часть людей, которые могли сделать покупки в первом полугодии, отложили их, а те, кто в естественных условиях покупали бы новую машину через полгода — год, наоборот, поторопятся. В итоге, рост концентрируется в III квартале, а в IV будет спад, и мы получаем W-образную рецессию, считает Ли. Подталкивает к такому развитию событий именно щедрая госпомощь.
Бессмысленные траты
Программа «Деньги за драндулеты» взяла все самое худшее из рузвельтовского «Нового курса», уверен профессор Калифорнийского университета Джеймс Гамильтон. В 1993 г. правительство платило фермерам за забой домашнего скота и уничтожение посевов, как будто избавление от продукции может сделать нацию богаче, напоминает Гамильтон: «И вот мы снова в тех временах — выплачиваем субсидии за уничтожение пригодного к работе транспорта».
Будто в подтверждение этого тезиса немецкий полицейский профсоюз заявил, что порядка 50 000 машин, за которые государство заплатило премию, попадают не в переработку, а в Восточную Европу. Зачем добру пропадать? До сих пор полиция сообщала правительству не о десятках тысяч, а о единицах таких случаев, но полностью исключить их нельзя, философски заметил на это министр финансов Пеер Штейнбрюк.
Почему бы не давать в обмен на старую рухлядь не $4500, а $10 000 или $20 000, иронизирует колумнист Bloomberg Каролин Баум. И зачем останавливаться на автомобилях, если точно так же можно помочь владельцам гаражей избавиться и от прочего хранящегося там годами старья? Еще можно субсидировать обмен старых домов, на отопление которых тратится много энергии, на новые (естественно, при условии уничтожения старых).
Американское правительство быстро перенимает государственно-частное партнерство в японско-корейском стиле, возмущается Баум: администрация делает то, что выгодно крупным корпорациям. Автозаводы получают деньги и по другим каналам — так, на прошлой неделе было объявлено о выделении $2,4 млрд на разработку гибридных и электромобилей. А если вспомнить, что контрольный пакет GM национализирован, в этом случае государство вообще «партнерствует с самим собой», подчеркивает Баум.
Американцы и так слишком часто меняют машины, пишет один из редакторов WSJ Габриэла Стерн в коллективном блоге randomnotes.newswires-americas.com. Но современные автомобили не настолько плохи, чтобы менять их как перчатки.
Свободные деньги, у кого они есть, лучше потратить не на новые авто, а на медицину, обучение детей, пенсионные накопления, считает Стерн. Возвращение экономики к росту нужно, но не ценой скатывания обратно к избыточному потреблению.
Китай: рост почти без субсидий
Быстрее всего автопродажи растут в Китае, где, можно сказать, никаких субсидий-то и нет. В июле, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, реализация авто выросла на 63,6% по сравнению с прошлогодним уровнем.
А по итогам июня Китай с 1,14 млн проданных машин впервые обошел США (1,127 млн), став мировым лидером по автопродажам. Это должно было случиться: за первое полугодие продажи в Штатах упали на 35,1%, а в Китае — выросли на 25,6%. С марта ежемесячные продажи авто в Китае не падают ниже 1 млн. В июле, в разгар кризиса, Fiat подписал соглашение о создании в Китае совместного производства, в которое вложит 400 млн евро, пишет FT.
Единственная помощь автовладельцем, предпринятая в Китае — субсидия в размере до $730 фермерам, покупающим малолитражки в обмен на старую технику. Горожане покупают автомобили без всяких субсидий.
Россия: свой извилистый путь
В России пошли своим, ни на кого не похожим путем. Правительство решило помочь не автопроизводителям, а банкам: потенциальным покупателям субсидируют процент по автокредиту (2/3 ставки рефинансирования Центробанка). Сейчас ставка снижена до 10,75%, так что субсидия не превышает 7,2%. Тем, кому кредит не нужен, государство не помогает.
Но в кризис люди осторожны с кредитами: со старыми бы расплатиться. В долг брать невыгодно: ставки выросли с 12—14% до 25% и выше. Поэтому, несмотря на госпомощь, доля покупок авто в кредит снизилась с докризисных почти 50% до примерно 20%.
Чтобы с участием государства нельзя было купить дорогие иномарки, стоимость покупки сначала ограничили 350 000 руб. В этой редакции программа не пользовалась большим успехом: выгоднее было получить кредит у самих автопроизводителей.
В итоге, с мая в программе успели поучаствовать порядка 23 411 покупателей, сообщил Минпромторг. Если в США с субсидией продается четверть авто, то российский результат куда скромнее и в относительном выражении: только в июле в стране было продано в 5 раз больше автомобилей.
«На «Ладу» приходится примерно 80% продаваемых с участием госсубсидий автомобилей, на Renault Logan — 5%», — цитирует «Интерфакс» координатора программы льготного кредитования Минпромторга Александра Кима.
Все кредиты до сих пор шли через три госбанка: через Сбербанк — около 84%, через «ВТБ24» — еще 13%, остальные — через «Россельхозбанк».
Госбанкам программа дала некоторый приработок, но не заменила им обычные автокредиты. Например, «ВТБ24» за первое полугодие выдал автокредитов без субсидий примерно в 7 раз больше, чем льготных. Для Сбербанка льготные автокредиты — более существенный заработок. Он за три месяца действия программы выдал в 1,5 раза больше льготных кредитов, чем в июне — обычных.
С нынешней пятницы потолок цены автомобиля повышается до 600 000 руб., а первоначальный взнос уменьшается с 30% до 15% стоимости авто. К выдаче кредитов смогут подключиться четыре частных банка. Спрос на участие в программе теперь должен заметно вырасти. До конца года, прогнозирует Минпромторг, будет выдано порядка 100 000 кредитов.
Версия-2
Почему Россия не приняла общепринятый вариант автосубсидии? Ведь у нас достаточно материала для утилизации ездит и по российским дорогам: порядка четверти автомобилей — старше 20 лет. Минпромторг, куратор программы автосубсидий, задумался об утилизационной премии, но вряд ли такая программа появится скоро. Мешает малость — отсутствие инфраструктуры для утилизации машин. А платить премию за транспортное средство, которое гниет на свалке, было бы странно.
Зато неоспоримое достоинство российской программы — дешевизна. Американская стоит почти в 50 раз дороже, а немецкая — более чем в 100 раз. Адаптировать в России меры, похожие на те, что предприняты в других странах, не имело смысла, считает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Такие меры работают, когда в стране есть несколько сильных производителей, а между ними — реальная конкуренция. У нас же нет проблем автопрома — есть проблемы отдельно взятого «АвтоВАЗа», полагает Симачев.
Возможно, Россия все же введет премию за утилизацию. Минпромторг полагает, что она должна составить 50 000 руб. В рамках пилотного проекта предлагается принимать любые автомобили старше 10 лет — лишь бы они находились в собственности данного владельца не меньше года. Но пока средств на финансирование этой программы в бюджете-2010 не заложено.
Эффект слабый
Основной адресат поддержки — «АвтоВАЗ» — благотворного влияния госпрограммы пока не почувствовал и, накопив больше 80 000 непроданных автомобилей, перешел на сокращенный режим работы. Более того, на этой неделе правительство (устами вице-премьера Александра Жукова) впервые признало, что нужна специальная программа на случай временной остановки завода. Лишь в июле завод заявил о начале реформирования системы поставок комплектующих.
«АвтоВАЗу» не помогла ни девальвация рубля, ни запретительные импортные пошлины, ни госсубсидия в 25 млрд руб., ни льготные кредиты госбанков. Все, чего завод сумел добиться: при общем падении продаж автомобилей в России на 49% его продажи упали на 44%. Проблемы завода нужно решать, четко отделяя социальные вопросы от задач развития и повышения конкурентоспособности, говорит Симачев.
Небольшое оживление продаж принес «АвтоВАЗу» лишь июль (рост к июню на 12,4%). Это неплохой результат: рынок в целом, по оценке AEB, вырос на 1,8%, а спрос на иномарки продолжал слабеть (-8,8% к июню). Возможно, это дно: в сравнении с прошлым годом продажи тольяттинских изделий снизились «всего» на 42%. Примерно такую же динамику в России показывает Renault.
Если исходить из названной Кимом из Минпромторга оценки, то выходит, что с мая «АвтоВАЗ» продал с льготными госкредитами порядка 18 700 автомобилей. Июльские продажи завода — 32 426 машин. Получается, с госсубсидией сейчас продается не меньше 20% «Лад», и своим июльским ростом «АвтоВАЗ» обязан как раз госпрограмме. Но снижение продаж без субсидирования настолько резкое, что благотворного воздействия программы пока не ощущается.