В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 16

Похожие новости

Все похожие новости (4)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

За 2010 год выросла доля предпринимателей

За 2010 год выросла доля предпринимателей

Класс малых предпринимателей расширяется за счет кризиса. В прошлом году россияне были вынуждены заняться своим делом из-за потери работы. Таковы данные исследования «Портрет российского владельца малого и среднего бизнеса».

В прошлом году доля стартапов составила примерно треть от всего количества малых и средних предприятий. Такие данные были озвучены на презентации исследования под названием «Портрет российского владельца малого и среднего бизнеса». При этом полку владельцев малого бизнеса прибыло во многом за счет людей, которые изначально не намеревались запускать собственный бизнес. «Люди начали заниматься своим делом от безысходности, не имея возможности заработать где-то еще»,— пояснил руководитель департамента по работе с малым и средним бизнесом Ситибанка Виктор Рожков.

Несчастье помогло

Хотя официально кризис закончился, в 2010 году в малый бизнес довольно активно приходили «новички»,— подтвердил GZT.RU один из авторов исследования, президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута. «Речь идет о людях, которые в кризис потеряли работу и решили попробовать себя в предпринимательстве,— поясняет эксперт.— Многие из них начинают бизнес просто из-за невозможности найти нормальную работу».

Одно из косвенных подтверждений этому наблюдению— растущая востребованность программ поддержки стартапов со стороны государства, в частности, программы Роструда, который выдает массовые небольшие гранты (60 тыс. рублей) на старт своего дела. «Несмотря на то что кризис вроде бы уже на исходе, программа работала активнее»,— отмечает Мамута. Если в 2009 году этой программой воспользовались 120 тыс. безработных, то в прошлом— уже 180 тыс.

Впрочем, эксперты не исключают, что вместе с посткризисным восстановлением и ростом экономики произойдет отток такого рода «предпринимателей поневоле» обратно на наемные должности. «Ничего плохого здесь нет,— говорит Михаил Мамута.— Межотраслевая трудовая миграция— нормальное явление». Но если кто-то стал «предпринимателем поневоле», не значит, что он делает это все из-под палки и при первом удобном случае убежит, уверен он.

Портрет мужчины

Типичный портрет владельца малого и среднего бизнеса за кризис не изменился, отмечают авторы исследования. Это мужчина в возрасте около 40 лет с высшим образованием. Если точнее, то около 75% собственников, по данным исследования— мужчины в возрасте от 33 до 46 лет. Главной мотивацией для них является обеспечение финансовой независимости для себя и возможность творческой самореализации. 82% из них— люди с высшим образованием, главным образом техническим или финансово-экономическим. При этом за 2010 год доля образованных людей среди владельцев малого бизнеса увеличилась.

Обратно не вернутся

Довольно часто хорошее рождается из плохого, и это как раз тот случай, считает эксперт. По некоторым подсчетам, доля людей, которые по своей психологии являются «органическими предпринимателями», насчитывает всего около 7–9% от экономически активного населения. Тем не менее бизнесменов во всех странах намного больше: кроме «органических» предпринимателей, в бизнес идут люди, которых можно условно назвать «последователями», которые вдохновляются чужим примером.

«Часто бывает, что человек долгое время хочет попробовать силы в бизнесе, но что-то его удерживает,— отмечает Михаил Мамута.— У него есть стабильная работа и пусть и небольшая, но фиксированная зарплата. А когда зарплата вдруг „закончилась“, тут уже деваться некуда— человек идет и реализует свои планы. И если у него получается, он доволен и счастлив».

Поэтому многие из «невольных» предпринимателей останутся в бизнесе и перейдут в категорию постоянных. И явление это— вовсе не новое: если вспомнить развитие малого бизнеса в 90-е годы, он почти весь был поневоле, напоминает эксперт: «Основная масса предпринимателей состояла из людей, которые пришли в бизнес вынужденно, в силу закрытия предприятий. Но многие из них до сих пор на плаву».

«Обратно в наемный труд будут уходить только те, чье дело оказалось неуспешным,— соглашается председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Андрей Спиридонов.— Если же у него успело сформироваться мышление собственника, есть хороший коллектив и планы по развитию, то он вряд ли вернется».

Налоги-деморализаторы

Впрочем, тенденции может навредить возросшее налоговое бремя. «Что будет в наступившем году, пока неясно: ситуация довольно неопределенная из-за выросших страховых взносов»,— говорит Михаил Мамута.

«На многих из тех, кто только думает о вхождении в бизнес, это окажет деморализующее воздействие,— опасается эксперт.— А кого-то это подтолкнет к введению серых зарплатных схем». Бизнес-сообщество надеется, что в течение этого года решение будет пересмотрено. 

Кто они

Статистики о том, из каких отраслей в основном приходят «предприниматели поневоле», не ведется. «В основном это люди, которые работали в крупных компаниях,— считает Андрей Спиридонов из Ассоциации молодых предпринимателей.— Например, рекламщики: я знаю многих, которые открыли собственные рекламные компании, наработав клиентскую базу». Также многие предприниматели пришли в мелкорозничную торговлю из крупных торговых сетей. Бывшие работники служб безопасности или охраны больших компаний открывали свои ЧОПы. Нередко также можно увидеть автосервисы, открытые «новичками». 

«Среди них достаточно много бывших менеджеров среднего звена,— отмечает Михаил Мамута.— Менеджеры высшего звена редко начинают малый бизнес— у них запас денег позволяет начать бизнес среднего уровня».

«У меня есть знакомый доктор наук, химик-исследователь,— вспоминает один из успешных примеров Андрей Спиридонов.— Он был „чистым“ ученым, бизнес его не интересовал. Ему пришлось открыть свое предприятие, поскольку зарплаты ученого катастрофически не хватало на жизнь. Бизнес тоже оказался связан с химическими исследованиями. И за два с половиной года его предприятие превратилось в одно из самых крупных. Сейчас он продолжает заниматься наукой, пытаясь свои технологии внедрять в бизнесе».

Нет капитала

Только 6–7% выпускников ВУЗов, согласно результатам опроса Ассоциации молодых предпринимателей России, готовы заниматься бизнесом, рассказал Андрей Спиридонов. Большинство желает работать в крупных компаниях или на госслужбе. «Когда спрашиваешь – „Почему?“, ответы в основном одинаковые: главным образом отсутствие стартового капитала и грамотно проработанной идеи».

GZT.RU