В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 18

Похожие новости

Все похожие новости (14)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Если привычный банк стал другим

Если привычный банк стал другим

Любой переезд — хуже пожара. Особенно когда бизнес одного банка или даже нескольких интегрируется в бизнес другого. Как эти перемены могут отразиться на клиентах?

Клиентка Альфа-Банка, обратившаяся в редакцию портала Банки.ру, рассказала неприятную историю. У нее был открыт «длинный», на несколько лет, валютный депозит в банке «Северная Казна». Как известно, в кризис банк стал испытывать проблемы и в итоге был куплен «Альфой». В процессе присоединения «Северной Казны» счета и депозиты клиентов на основании их заявлений были переведены в банк-покупатель. Не так давно эта клиентка зашла в отделение «Альфы», чтобы пополнить вклад. Однако ответ операциониста поверг ее в шок: «Счета на ваше имя у нас нет!» Соответственно, и информацией о деньгах — достаточно крупной сумме — никто не располагал.

На разрешение ситуации ушло не меньше суток, и можно себе представить, в каком эмоциональном состоянии ждала результатов клиентка. В «Северной Казне», кстати, сообщили, что да, счет такой клиентки есть, но денег на нем нет…

В итоге и счет, и деньги все-таки нашлись. Проблема была в том, что при открытии счета в «Альфе» и перевода на него денег из «Северной Казны» была допущена ошибка в фамилии клиентки. Поэтому информацию о ней невозможно было найти в базе банка. «У меня по этому депозиту есть генеральная доверенность на имя отца, пожилого человека со слабым здоровьем, — рассказывает клиентка. — И даже страшно подумать, что с ним было бы, если бы не я, а он зашел в банк пополнить вклад».

Как говорится, любой переезд — хуже пожара. Особенно когда переезжает не семья из однокомнатной квартиры в трехкомнатную, а бизнес одного банка или даже нескольких интегрируется в бизнес другого. И зачастую проблемы, возникающие в силу человеческого фактора (неправильно написали фамилию клиента), технологических сложностей (не работает интернет-банк) или объективных факторов (почта не доставила вовремя письмо из банка), граждане расценивают как негативное следствие слияния, поглощения или ребрендинга кредитной организации.

На самом деле в подавляющем большинстве случаев любое существенное событие в жизни банка в идеале должно проходить максимально безболезненно для клиентов. «Будь это смена акционеров, формы собственности, просто названия — клиенту, чтобы продолжать обслуживаться в банке, не нужно ничего особенного делать специально, — указывает начальник юридического управления СДМ-Банка Александр Голубев. — Даже если произошла реорганизация (а не просто смена названия или собственников), «новый» банк получает клиентов, их счета, их средства и так далее по принципу правопреемственности. А раз так, никаких дополнительных документов клиент специально оформлять не должен, как и в обязательном порядке приходить в отделение».

Достучаться до клиентов

Настоящей головной болью для банков при ребрендинге, слияниях, поглощениях и объединениях является задача не потерять клиентов — физических лиц. Граждане, доверившие свои средства банку, не склонны к переменам и рассчитывают на стабильность во всем. Есть высокие риски того, что, услышав где-то по сарафанному радио, что его кредитную организацию купили или переименовали, люди могут предпочесть закрыть свои депозиты и забрать деньги — как говорится, от греха подальше.

Банки, в свою очередь, не жалеют сил и средств для того, чтобы заранее предупредить клиентов об изменениях, успокоить и объяснить, что ничего страшного не происходит, а также убедить не переходить в другие кредитные организации.

Так, в начале октября было объявлено о начале работы нового объединенного банка «Открытие», созданного путем присоединения к банку с таким же названием (правда, ранее называвшемуся Русским Банком Развития) «Петровского». «Мы информировали своих клиентов о переходе под общий бренд не только в последние несколько дней на завершающем этапе реорганизации, — рассказывают в банке. — Письменные уведомления об объединении заранее размещались на информационных стендах во всех точках обслуживания розничных клиентов «Петровского» и «Открытия», в том числе в допофисах и на сайте банка». Кроме того, информационную поддержку клиентов в процессе реорганизации в постоянном режиме оказывали операционисты и сотрудники колл-центров. 

Начальник управления маркетинга и коммуникаций ЮниКредит Банка Ирэн Шкаровская (напомним, что до перехода под контроль международной финансовой группы UniСredit это был Международный Московский Банк) отмечает, что оповещение клиентов о новом названии банка было одним из ключевых пунктов масштабного проекта по ребрендингу. По ее словам, юридические лица оповещались об изменении названия банка посредством циркулярных писем, а вот с частными клиентами было сложнее. «Здесь были задействованы все возможные на тот момент каналы коммуникаций», — указывает Шкаровская.

Специально о ребрендинге банк издал брошюру, которая размещалась в отделениях банка и была доступна для клиентов. На сайте кредитной организации был создан специальный, постоянно обновляемый раздел с ответами на часто задаваемые вопросы. Были готовы к ответам на вопросы в колл-центре банка. Кроме того, клиенты получали информацию о ребрендинге по электронной почте, прикрепленную к выпискам по картам, также банк проводил SMS-рассылку.

«Переезд» вкладов

В 2008—2009 годах розничный бизнес банка «ВТБ Северо-Запад» (ранее санкт-петербургский Промстройбанк) был переведен в ВТБ 24. «По закону мы не могли автоматически перевести депозитный портфель из «ВТБ Северо-Запад» в ВТБ 24, — отмечает вице-президент, управляющий филиалом ВТБ 24 в Санкт-Петербурге Михаил Иоффе. — Для этого необходимо волеизъявление каждого клиента: он должен написать заявление. Соответственно, депозиты переводились зачастую по окончании сроков действия вкладов: когда клиенты приходили закрывать или пролонгировать свои вклады, им предлагалось написать такое заявление и перевести средства в ВТБ 24». В банке отмечают, что зачастую вкладчику не надо было даже ходить в другое отделение, он продолжал обслуживаться там, где привык: сеть дополнительных офисов «ВТБ Северо-Запад» также была передана ВТБ 24.

Вкладчикам «Северной Казны» для перевода своих депозитов нужно было подписать два документа. Как рассказал член правления, руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Марей в интервью Елене Ищеевой на Банки.ру, один документ — для банка «Северная Казна», второй — для Альфа-Банка. Деньги переводились на депозит в Альфа-Банке без комиссии и «день в день». Если срок действия переводимого вклада уже истек, то он перечислялся вместе с процентами на новый депозит в «Альфе», и клиент мог его либо пролонгировать, либо закрыть. Если же вкладчик желал закрыть депозит досрочно, то ему предлагалось перевести деньги в «Альфу» с начисленными процентами за фактический срок нахождения средств во вкладе. «В «Северной Казне» было немало депозитов, при досрочном расторжении которых проценты теряются», — указывал Марей. При этом переводимый вклад сохранял срочность, указанную в договоре с «Северной Казной», и процентные ставки. «Если у вкладчика по договору депозит заканчивался 1 ноября, то он и должен был находиться в Альфа-Банке до 1 ноября», — отмечал член правления Альфа-Банка. По словам Марея, такая система переводов депозитных средств привлекла внимание клиентов, так как позволяла капитализировать проценты.

«Письменное согласие вкладчика на перевод его депозита необходимо в соответствии с Гражданским кодексом, — указывает Голубев. — По сути, в данном случае банк является заемщиком, а вкладчик — кредитором. В соответствии с законодательством кредитор должен дать свое согласие на то, что возврат его средств, выданных в долг банку на определенный срок, будет обеспечен другим заемщиком».

А вот вклады клиентов Международного Московского Банка в ходе ребрендинга фактически никуда не «переезжали» — после переименования кредитной организации в ЮниКредит Банк клиентские договоры перезаключались только по истечении срока их действия в рабочем порядке.

Главное — платить

Как ни странно, но переводить кредитные портфели в случаях ребрендинга, объединения или слияния банкам проще. 

«Кредитный портфель «ВТБ Северо-Запад» был передан в качестве уступки прав требования в ВТБ 24, сами кредиты переводились в ВТБ 24 автоматически, — рассказывает Иоффе. — Клиентам адресовались уведомительные письма о том, что теперь держателем их кредитов является ВТБ 24. Письма в обязательном порядке были отправлены по почте — это необходимо было сделать в соответствии с действующим законодательством. Но, по сути, для заемщиков ничего не менялось: им не надо было переоформлять кредитный договор или менять график платежей. Они просто должны были продолжать обслуживать свои займы в любом офисе ВТБ 24».

Вице-президент ВТБ 24 указывает, что если по каким-то причинам заемщик не получал уведомительного письма, например из-за того, что проживает не по месту прописки, то это не являлось проблемой. Если он продолжал вносить платежи на свой ссудный счет в «ВТБ Северо-Запад», средства автоматически направлялись в ВТБ 24, и клиент не страдал никоим образом. «По моим ощущениям, сложностей у клиентов не было. Это было обязательным условием: пока мы не отладили все технические нюансы, мы не начинали миграцию», — подчеркивает он.

В ЮниКредит Банке отмечают, что никаких дополнительных соглашений к кредитным договорам клиентам писать не пришлось.

Александр Голубев указывает, что заключение специального дополнительного соглашения к кредитному договору обязательно в случаях, когда банк продает кредит клиента другой организации и возможность такой продажи прямо не предусмотрена текстом договора. Тогда заемщик, обязанный по действующему договору выплачивать кредит одному банку, уведомляется о смене кредитора и подписывает соответствующее дополнительное соглашение.

Banki.ru