В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 15

Похожие новости

Все похожие новости (4)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Бюро кредитных историй формирует базу залоговых автомобилей

Бюро кредитных историй формирует базу залоговых автомобилей

Сейчас недобросовестные заемщики ежемесячно продают до 300 кредитных авто. База залоговых автомобилей позволит предотвратить действия мошенников.

Как рассказал порталу Банки.ру генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александр Викулин, сейчас в базе залоговых автомобилей, к формированию которой бюро приступило полтора месяца назад, накопилась информация по более чем 50 тыс. авто.

«Банки предоставляют нам информацию на добровольной основе. С запросами граждан мы пока не работаем, это будет возможно, когда в базе появится информация по 150—200 тыс. автомобилей. Тогда каждый желающий сможет узнать, находится ли в залоге его будущая покупка», — рассказывает Александр Викулин.

Названия банков, которые предоставляют данные о залогах, в НБКИ не раскрывают, уточняя лишь, что их уже более тридцати. Опрошенные порталом Банки.ру кредитные организации заявили о своем намерении сотрудничать с бюро в этой сфере.

«В данный момент Альфа-Банк рассматривает возможность подключения к базе НБКИ», — рассказывает специалист по технологиям и системам управления розничными рисками Альфа-Банка Роман Божьев. По словам руководителя блока андеррайтинга и управления портфелем розничных кредитов Юниаструм Банка Анны Романенко, банк ведет переговоры с НБКИ по вопросам обмена информацией о залоговых ТС.

Также о планах по взаимодействию с бюро рассказали в Абсолют Банке, ЮниКредит Банке. В Нордеа Банке сообщили, что уже подписали с НБКИ договор о сотрудничестве и планируют начать предоставлять информацию о залоговых автомобилях до конца текущего года. В Московском Кредитном Банке сказали, что уже передали в НБКИ данные по 8 тыс. автомобилей.

К сбору данных о залоговых автомобилях проявили интерес и другие участники рынка. «Мы также начали вести залоговый реестр движимого имущества и уже собрали около тысячи записей, но пока это скорее не бизнес-проект, а проект, имеющий определенную цель — не дать сформироваться монополии на рынке», — рассказывает гендиректор бюро «Эквифакс Кредит Сервисиз» Олег Лагуткин.

Эксперты считают, что создание такой базы предотвратит продажи по мошенническим схемам, когда заемщик заявляет в ГИБДД об утере ПТС, ему выдают дубликат, по которому он продает находящийся в залоге у банка автомобиль. «По сложившейся практике в качестве условного залога банки требуют предоставление оригинала ПТС, но в конечном итоге это не является панацеей от действий мошенников», — рассказывает директор департамента розничного кредитования Абсолют Банка Александр Будник.

«Очевидно, что инициатива НБКИ полезна и будет способствовать снижению рисков для банков при автокредитовании, когда к базе подключится большинство основных участников этого рынка», — считает Роман Божьев. По словам директора департамента розничного бизнеса Московского Кредитного Банка Залины Слановой, с учетом роста объема продаж б/у автомобилей наличие такой базы будет выгодно и гражданам. По данным Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ), по итогам 2009 года объем автокредитов составил 500—650 млрд рублей.

По данным БКИ, потери банков от махинаций с залогами при автокредитовании составляют 0,4—0,6% портфеля в денежном выражении, или 0,2—0,3% от количества от кредитов. В суммарном выражении это составило 2,6—3,2 млрд рублей в год. «Ежемесячно приблизительно 250—300 автомобилей, находящихся в залоге у кредитных организаций, продаются недобросовестными заемщиками», — говорится в материалах ЦККИ.

Попытку сформировать базу залоговых автомобилей уже предпринял портал по продаже подержанных автомобилей Auto.ru, который сотрудничает примерно с десятью банками. «Граждане достаточно активно пользуются этой базой залоговых автомобилей — зафиксирован ряд случаев, когда при помощи данной базы были выявлены попытки продать автомобили, находящиеся в залоге», — рассказывает заместитель начальника департамента кредитных рисков Нордеа Банка Дмитрий Губанов.

Действия БКИ предваряют принятие соответствующего закона. Сейчас Минфин готовит очередную версию законопроекта «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества», который предусматривает, что именно БКИ будут источником информации о залогах.

Однако участники рынка считают, что база должна быть централизованной. «Правильнее сделать единую базу, например при ЦБ, а БКИ наделить правом продавать к ней доступ. Получится и единство базы, и конкуренция при ее продаже», — отмечает Олег Лагуткин.

С ним соглашается руководитель розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. «Вопрос в том, каким образом будут поступать данные о залоговых автомобилях в ЦККИ — напрямую из банков или через БКИ. И еще важно, чтобы проверялась корректность информации, как это происходит с кредитными историями», — добавляет он. «С точки зрения стратегии и удобства в использовании создание единой базы логичнее, но нужно, чтобы прошло время», — считает Залина Сланова.

Banki.ru