В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка совета
требуется авторизация
Общая оценка 9

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Вторая волна кризиса

Будет ли вторая волнакризиса? Уже любой пенсионер или школьник знает, что в октябре-ноябре предприятиям предстоит гасить долги по кредитам, взятым осенью прошлого года. И что просрочка по кредитам огромная - то ли 9%, то ли уже все 40%. Как это скажется на жизни обычных людей и что именно должно произойти, никто толком не понимает, но про вторую волну любят поговорить все. Более-менее толково простым языком на эту тему высказался Павел Теплухин, председатель совета директоров УК «Тройка Диалог»:

"Со второй волной все просто банально. Вы же прекрасно помните, что было в сентябре прошлого года - обанкротился Lehman Brothers. Об этом все помнят. Но что произошло ровно на следующий день, об этом помнят не все, к сожалению. А, может, не знают. Все западные банки закрыли все лимиты на всю Россию, ну вот такое событие случилось. Они и на себя в основном позакрывали, но на Россию закрыли все лимиты. Что это значит?

Это значит, что некоторые компании получили письма от своих западных кредиторов: «Мы просим вас досрочно погасить выданный вам заем, потому что..» и дальше приводились насколько можно вежливые аргументы. У тех у кого приходил срок погашения, там соответственно никаких разговоров о продлении не было: вы гасите и до свидания, у нас своя головная боль, у вас своя. Все это случилось в промежутке между серединой сентября и серединой ноября.

Как вы думаете, что делает нормальное предприятие, которое привыкло, что имеет годовой кредит, шестимесячный, полугодовой, трехлетний — не важно? Оно приходит в банк и говорит: давай продлим, на других немного условиях, c немножко другими залогами, немножко другой суммой, немножко другими процентами. Но вообще говоря, мне ж нужно финансировать оборотный капитал, мне нужно финансировать торговлю, это нормальная хозяйственная деятельность предприятия. Если им всем сказали «баста, больше нету», что они сделали? Они пошли к русским банкам. Все так или иначе связаны, все так или иначе знакомы, все пришли к своим знакомым русским банкам и сказали: дайте денег.

Русские банки что сделали? Дали. Сейчас наступает год (в середине сентября как вы можете догадаться, в ноябре месяце) этим всем кредитам. По статистике 90% выданных в России кредитов - годовые, поэтому 90% выплат по кредитам придутся на период с середины сентября до середины ноября. И как мы ни считай по математике - хотите 10% из этого возьмите, хотите 50%, а хотите 90%, у кого как фантазия работает - предприятий-заемщиков не сможет расплатиться.

Что в этом случае происходит? Происходит бухгалтерская операция, которая в простонародье называется «вторая волна кризиса». Бухгалтерская операция называется «списание задолженности или резервирование». Но что-то нужно сделать, какую-то операцию по бухгалтерии провести. Или помещение этого кредита в разряд проблемных, что в общем-то одно и то же. Или постановка на рассмотрение, в каждом банке своя процедура, но вот эта операция будет происходить. И как ни крути, что-то с ней надо сделать, куда-то отнести, либо закрыть это из собственного капитала, что-то нужно сделать с этим кредитом. Это приведет к резкому уменьшению собственного капитала российской банковской системы.

Пройдет чисто бухгалтерская операция. Американцы с этим поборолись, изменили правила бухгалтерского учета временно, поэтому Goldman Sachs сегодня отрапортовал о каких-то рекордных прибылях, но не потому что у него прибыли возникли конечно, а потому что изменились правила бухгалтерского учета. В России пока никаких изменений особых нет, по этому поводу грядет вторая волна.

Каким она образом отразится на реальной экономике? Никаким. Каким образом на физических лицах? Так же, никаким. Она отразится на серьезным образом на банковской сфере и людях, с ней связанных."

Я же могу только напомнить о том, что после краха американского рынка в октябре 1987 года ровно через год (в октябре 1988 года) трейдеры очень боялись открывать позиции - им тоже тогда казалось, что должно произойти то же самое, что и год назад. Но история не повторилась. То же самое было и в России после августа 1998 года: в течение нескольких лет люди с ужасом встречали очередной август в ожидании повторения дефолта. Думаю, и на этот раз все будет совсем не так, как того ждет большинство. А следующий большой кризис произойдет тогда, когда подавляющее большинство людей совсем об этом не думает.
 

Блог Дмитрия Шишкина