В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка совета
требуется авторизация
Общая оценка 6
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Методы контроля риска

Начинающие инвесторы смотрят на прибыль, которую может дать актив. Более опытные знают и про существование риска. И этим риском надо как-то управлять. Какие есть методы для этого?

Попробуем проклассифицировать:

1) Рейтинги

Рейтинговые агентства (такие как Fitch Ratings, Moody's, Standard & Poor's, Morningstar) занимаются оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т.п. Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный рейтинг. Он отражает риск невыплаты по долговому обязательству и влияет на величину процентной ставки, на стоимость и доходность долговых обязательств. При этом более высокий рейтинг соответствует меньшему риску невыплаты. (Ссылка на статью в Википедии.) Сами рейтинги используются теми, кто не желает проводить собственный анализ и хочет воспользоваться чужим мнением. Метод крайне ненадежный. Есть немало скандалов, связанных с тем, что высокие рейтинги надежности присваивались откровенно мошенническим схемам. Например, Calpers, крупнейший государственный пенсионный фонд США, подал иск против рейтинговых агентств Moody's, Standard & Poor's и Fitch,  обвиняя их в присвоении «дико ошибочных и необоснованно высоких» рейтингов.

2) Ребалансировка

Составление портфеля из активов с высоким и низким риском в определенной пропорции. Например, 50% портфеля могут составлять акции, а 50% - облигации. Если цены на акции растут, то часть акций продается и покупаются облигации, чтобы восстановить пропорцию. При падении же цен облигации продаются и покупаются акции.

3) Усреднение

Усреднение есть регулярная покупка активов на одну и ту же сумму. Например, ежемесячная покупка акций и индексов. Используя усреднение на падающем рынке, можно снизить совокупную цену владения акциями в портфеле. Эффективно работает только на длительных промежутках времени. Требует веры в долгосрочный рост фондовых индексов.

4) Диверсификация

Диверсификация есть добавление в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого. Например, можно включить в портфель акций компаний российских, американских, европейских, азиатский компаний, вложиться в фонды недвижимости, купить золото и серебро, сырье и т.д. Обратной стороной диверсификации является снижение общей доходности портфеля. Однажды Баффет сказал, что диверсификация - это защита от глупости и она бесполезна для того, кто знает что делает.

5) Хеджирование

Хеджирование есть страхование через покупку или продажу, как правило, инструментов срочного рынка для защиты портфеля от падения цен на активы. Например, можно купить пут-опционы на акции, добавленные в портфель. Для этого придется заплатить премию по опциону, но в случае падения цен убыток будет компенсирован исполнением опциона.

6) Использование фундаментальных показателей

Например, таких как P/E (отношение цены акции к прибыли на акцию), P/BV (отношение цены к балансовой стоимости), дивидендная доходность, отношение арендных платежей к стоимости недвижимости. Использование этих показателей не гарантирует того, что вы получите прибыль. Это всего лишь защищает вас от риска купить переоценненый актив по слишком большой цене.

7) Использование стоп-приказов

Данный подход подразумевает установку автоматического приказа на продажу актива сразу после того, как его цена снижается на заданную величину, например, 10%. Эффективно работает только на высоколиквидных рынках, например, рынке акций.

Какой из этих методов лучший? Однозначно ответить нельзя, хотя некоторые "гуру" и пропагандируют некоторые методы как единственно правильные. Ответ зависит от требований и предпочтений конкретного инвестора. Я использую все из них в той или иной форме. Хочу еще раз подчеркнуть, что риск-менеджмент не гарантирует, что вы получите прибыль. Он нужен для того, чтобы избежать больших потерь и отделаться небольшим убытком при неблагоприятном развитии событий.

Можете что-то еще добавить в этот список?

Блог Дмитрия Шишкина