В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка совета
требуется авторизация
Общая оценка 4

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Кризис перепроизводства

Данный материал подготовлен в качестве ответа на вопрос заданный одним из посетителей нашего сайта:

«Помню, как еще в советской общеобразовательной школе нам (тогда еще детям) рассказывали страшилки о классическом кризисе перепроизводства в капиталистических странах: производители выпускают продукцию, которая затем реализуется по цене ниже себестоимости. В некоторых подобных случаях ее проще вообще утилизировать, чем пытаться что-то получить, продавая ее на рынке. Те, кто посильнее, затянув пояса, продолжают работать в убыток и в конце концов забирают себе рынок обанкротившихся конкурентов, после чего кризис заканчивается. Согласны ли Вы, что мир столкнулся сейчас с очередным таким кризисом перепроизводства (только уже в глобальном масштабе)? Если да, то что должно помешать бизнесу опять начать работать себе в убыток до того момента, пока не останутся только самые сильные?»

Начнем с того, что перечислим некоторые частные случаи различных причин перепроизводства.

1. Компания неправильно спланировала объемы спроса на свою продукцию – это обычные риски предпринимательской деятельности.

2. Возможны ситуации с перепроизводством из-за появления новых технологий. Помнится, несколько лет назад магазины электроники были завалены «толстыми» телевизорами, которые продавались по бросовым ценам, в то время как уже появились «плоские».

3. Еще один пример – это изменение предпочтений потребителей от более дорогих и качественных продуктов к более дешевым и менее качественным и наоборот. В 90-е годы маргарин voimix и «ножки буша» вытеснили нормальное масло и мясо.

Таких ситуаций в экономике может быть очень много, и очень сложно провести грань между «перепроизводством» и конкурентной борьбой за изменяющиеся предпочтения потребителей. В любом случае – это обратная связь для бизнеса, позволяющая вносить коррективы в текущую деятельность.

Что касается «глобального перепроизводства», давайте разберемся, что это такое, есть ли оно сейчас и что делать бизнесу в условиях перепроизводства. Глобальное перепроизводство – это абстракция. Если человеческое общество нашло внутренние силы создать некий объем продуктов, вопрос не в том, сможет или не сможет общество их потребить, а насколько справедливо будут эти продукты распределены между членами общества.

В текущей ситуации есть люди (или объединения людей в виде компаний), которые создают больше полезных продуктов, чем могут потребить. Есть люди, полезность труда которых меньше, чем то, что они потребляют. Разница покрывается с помощью кредитования. На микроуровне: если человек ездит на дорогой новой машине и живет в хорошей квартире, приобретенных в кредит, это значит, что он еще не создал достаточного количества «полезного продукта» своей деятельностью, но уже потребил полезные продукты, созданные другими людьми. Возможно, в будущем этот человек восстановит баланс, а возможно и нет.

Восстановить баланс между созданием полезности и потреблением достаточно сложно. Если человеку не хватает доходов на обеспечение потребления в моменте, то в будущем к этому добавится давление, связанное с обслуживанием процентов по долгам.

В долг берешь чужие деньги и на время,
а отдавать приходится свои и навсегда.

Если будет достаточно много людей, которые не могут восстановить баланс, будет накапливаться задолженность, которая рано или поздно достигает критической массы и возникает долговой кризис. Можно сказать, что в рамках долгового кризиса одни группы людей произвели «полезности» больше, чем другие группы имели право (именно «право», а не возможность) потребить.

Получается, нет никакого перепроизводства. Есть «перепотребление». Кто в этом виноват? В первую очередь те, кто потребляли больше, чем создавали. Те, кто создавали тоже. В погоне за прибылью они старались стимулировать потребление первых и неверно оценивали их способность восстановить баланс (вернуть долги).

Похожая ситуация сложилась на макроуровне, когда есть государства, которые потребляют больше, чем создают полезности.

Тут есть ментальная особенность: люди склонны считать плату за свой труд недостаточной. Для них более справедливой оценкой их эффективности является объем потребления, который они считают достаточным для себя, а не объем доходов, который они получают за свой труд. Из-за этого разрешение долговых кризисов происходит очень болезненно. С другой стороны, нетто-кредиторы считают несправедливым то, что должники потребляют больше, чем зарабатывают и делают это за их счет. В древности существовала мудрая практика для поддержания баланса: каждые 50 лет происходило списание долгов (древнееврейское слово «йовель» — год, когда проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам, рабы получали свободу, прощались долги должникам). Это «стравливало» общественное напряжение со стороны должников, а также заставляло кредиторов действовать более осмотрительно и не стимулировать излишнее потребление с помощью кредита. Порядок, даже в случае потери денег дееспособными людьми, это лучше, чем потеря жизни в результате хаоса и беспорядков, которые могут устроить недееспособные люди, доведенные до отчаяния долгами и их субъективным ощущением «несправедливости».

Что делать бизнесу?

Как всегда одно и тоже: стремиться правильно оценивать спрос на свою продукцию, правильно оценивать кредитоспособность своих потребителей и конкурировать. Конкуренция идет всегда (не только во время кризисов) – это естественный отбор сильнейших. Выживают те, кто создает более востребованный (полезный) продукт и те, кто делает это более эффективно. Просто во время кризиса становится более очевидной востребованность продукта и эффективность его создания.

Нет ничего страшного в ситуациях, когда бизнесу какое-то время приходится работать в убыток. Для стартапов такой период вообще обычное дело. Зато в эти периоды, как правило, предоставляется возможность поучаствовать в таком бизнесе на более выгодных условиях. Долго такая ситуация продолжаться не сможет – бизнес либо станет прибыльным, либо закроется.

Что делать инвестору?

Базовое соотношение: «ставка по депозиту меньше, чем ставка по кредиту, а ставка по кредиту меньше, чем доходность бизнеса» может быть нарушено только временно. Это подтверждается статистикой. Не стоит пытаться играть на временном нарушении этого базового соотношения. Вряд ли удастся правильно выбрать эти моменты. Они очевидны только постфактум. На рынке всегда «ровно половина денег имеет противоположную точку зрения».

Соотношение волатильных (акции) и консервативных (депозиты и облигации) инструментов в портфеле должно определяться персональной ситуацией инвестора: возрастом, стабильностью доходов и финансовыми целями, а не попытками угадать нужный момент.

Покупая активы, надо уметь их оценивать и сравнивать между собой. Например, цена отдельного бизнеса  и даже целого рынка (Япония) может быть очень высока (Р/Е =100), но в мире им всегда найдется хорошая альтернатива.

P.S. «Что должно помешать бизнесу опять начать работать себе в убыток?». Для России эта ситуация вообще не актуальна. Бизнес в целом работает с хорошей прибылью, и она растет год от года. На текущий момент нет видимых причин для того чтобы считать, что эта ситуация изменится в ближайшем будущем.

Материалы по теме:
Абстракция денег

УК "Арсагера"