В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 4

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Что нового в новом законе о потребительском кредитовании?

Что нового в новом законе о потребительском кредитовании?

Черным по белому: исчерпывающая информация о кредите

В законопроекте прописано содержание договора кредитования: в договоре должна содержаться исчерпывающая информация о кредите (в том числе сведения об эффективной ставке и дополнительных тратах при оформлении договора). Если всё это банки уже делают, то предложение в виде отдельного документа оформлять согласие потребителя на выполнение дополнительных платных услуг — это новшество, которое появится вместе с принятием закона. Кроме того, в договоре должен быть указан хотя бы один бесплатный способ погашения кредита. Ещё один существенный момент: если товар, купленный с помощью потребительского кредита, оказался некачественным, то заёмщику возвратят уплаченные за товар деньги, а также возместят уплаченные проценты и другие траты, возникшие при покупке товара. Для того чтобы реализовать данное предложение, Минфин считает необходимым внести изменения в "Закон о защите прав потребителей".

Вернуть за 10 дней

Законопроект дает право заёмщику вернуть кредит в банк в течение 10 дней. После того, как средства были получены, в течение 10-дневного периода заемщик может полностью погасить кредит без уведомления банка, без штрафов и комиссий. То есть новый законопроект исключает возможность потребовать с заёмщика все те платежи, которые он должен был произвести, следуя графику выплат. Таким образом, закон учитывает так называемый "период остывания". Очень часто граждане принимают скоропалительные решения о получении кредита, не оценив своих возможностей и особенностей кредита. Это касается в основном pos-кредитования, когда заемщик оформляет кредит, заглядевшись на понравившийся товар в магазине, не разобравшись в нюансах кредитного договора. Закон даёт ему право "передумать" и в течение 10 дней вернуть кредит банку без штрафа. Для целевых кредитов, например ипотечных или автокредитов, предусмотрена возможность вернуть такой кредит в течение одного месяца после его получения.

Что касается погашения кредита, то по новому закону заёмщик сможет в любое время гасить кредит частично или полностью досрочно. Правда, заемщик должен будет уведомить о своем желании банк за 30 дней, если это нецелевой кредит, и никаких уведомлений не потребуется, если кредит целевой. Раньше банки устанавливали мораторий на погашение кредитов, оговаривали сумму частичного погашения кредитов и даже вводили штрафы за досрочное погашение кредитов, в настоящий момент большинство игроков уже отказались от штрафов и отменили моратории. В этом смысле закон, скорее, закрепит уже сложившуюся на рынке практику.

Продать долги коллекторам банк сможет без согласия заемщика

Законопроект дает возможность передавать проблемные кредиты третьим лицам без получения на то согласия заёмщика. Думается, это активизирует работу банков с коллекторскими агентствами. При этом заёмщик сохраняет все права, которые он получил, заключая договор с банком.

Карты запретят рассылать по почте

Согласно законопроекту, рассылка кредитных карт по почте будет запрещена. Кредитка должна будет вручаться людям лично в руки. "Электронное средство платежа должно быть передано заёмщику способом, позволяющим однозначно установить, что оно было получено заёмщиком лично либо его представителем, имеющим на это право. Не допускается рассылка электронных средств платежа без письменного согласия заёмщика", сказано в законопроекте.

Актуальным данный пункт был бы года два назад, когда ряд банков использовали рассылку по почте как канал продаж. В ноябре 2011 года Высший арбитражный суд уже высказался по поводу рассылки карт по почте, указав на высокий уровень мошенничества по картам в тех случаях, когда они не были вручены в руки конкретному заёмщику. Хотя рекомендации Высшего арбитражного суда имеют лишь рекомендательный характер, в настоящий момент рассылка карт по почте уже не практикуется. Максимум — карты доставляются клиенту курьером после предварительной заявки от клиента. Такой способ доставки исключает высокий уровень мошенничества с картами. Большинство же банков оформляют карты только непосредственно в отделениях банка.

Юлия Зиберт, ИА "БанкИнформСервис"