В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Все похожие новости (5)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Телевизор от Сбербанка на треть дешевле

Телевизор от Сбербанка на треть дешевле

Сбербанк ищет новые пути увеличения розничного кредитного портфеля. Один из вариантов - экспресс-кредитование в розничных торговых сетях. Это, пожалуй, самый доходный вид розничных кредитов. Но сможет ли Сбербанк позволить себе такие риски? 

Один из самых консервативных российских банков — Сбербанк рассматривает возможность заняться экспресс-кредитованием в торговых сетях (POS-кредитованием). По информации "Ъ", Сбербанк вел переговоры о возможном приобретении с тремя банками, работающими на этом очень доходном, но и высокорисковом рынке. Выйдя на новый рынок ради увеличения розничного кредитного портфеля, Сбербанк потеснит нынешних лидеров благодаря возможности предлагать кредиты на треть дешевле, отмечают эксперты.

Сбербанк в настоящее время рассматривает возможность выхода на рынок POS-кредитования, сообщили источники "Ъ", близкие к банку. Источник "Ъ" в банке подтвердил эту информацию. По словам собеседников "Ъ", окончательного решения по этому вопросу пока не принято, но один из вариантов — приобретение действующего игрока. По словам источника, близкого к ХКФ Банку, Сбербанк проявлял заинтересованность в его приобретении и вел по этому поводу переговоры. В крупном инвестбанке "Ъ" рассказали, что возможность продажи бизнеса также рассматривали банки "Ренессанс Кредит" и ДжиИ Мани банк. В ХКФ Банке, "Ренессанс Кредите" и ДжиИ Мани банке не смогли дать "Ъ" комментарии по этому вопросу.

Руководитель розничного блока Сбербанка Дмитрий Давыдов отказался прокомментировать информацию о планах банка по выходу в розничные сети и возможном приобретении с этой целью какого-либо из перечисленных банков. Член правления Сбербанка Денис Бугров, отвечающий за стратегию развития банка, и несколько других представителей правления сообщили, что не готовы комментировать данную информацию, не подтвердив и не опровергнув ее.

Объем российского рынка кредитования покупателей торговых сетей на приобретение товаров (POS-кредитования), по оценкам экспертов, превышает 60 млрд руб. Лидерами рынка по итогам первого полугодия являются ХКФ Банк (доля — 44%), ОТП-банк — 14,5%, Русфинансбанк —12,1%, банк "Русский стандарт" —11,5%, Альфа-банк — 8%, "Ренессанс Кредит" — 2%. Основной особенностью POS-кредитования является экспресс-оценка потенциального заемщика (примерно за час). В связи с этим POS-кредитование является одним из наиболее высокорисковых видов розничного банковского бизнеса. Ставки по POS-кредитам составляют 30-50% годовых.

Выход Сбербанка на рынок POS-кредитования наиболее вероятен именно через приобретение банка, уже работающего на этом рынке, отмечают эксперты. Для выдачи кредитов на приобретение товаров в торговых сетях необходимы технологии, позволяющие быстро оценивать потенциального заемщика, а таких технологий у Сбербанка сейчас нет, говорит старший вице-президент Альфа-банка Андрей Сокольский. Сегодня минимальный срок принятия решения по кредитам в Сбербанке в рамках новой технологии "Кредитная фабрика" составляет минимум двое суток. "Выход на рынок POS-кредитования через покупку одного из действующих игроков может обойтись Сбербанку дешевле, чем отладка собственных технологий",— говорит аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Шлемов. Стоимость банков, к которым проявлял интерес Сбербанк, составляет 1,2-1,5 их капитала, считает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. То есть ХКФ Банк может стоить порядка 36 млрд руб., банк "Ренессанс Кредит" — около 8 млрд руб., ДжиИ Мани банк — 5,5-6 млрд руб. Подсчитать, сколько может стоить введение скоринговых технологий в масштабах всего Сбербанка, аналитики не берутся, указывая, что затраты будут "гораздо большими".

Выход такого консервативного игрока, как Сбербанк, на высокорисковый рынок POS-кредитования эксперты связывают с необходимостью увеличения доли на рынке розничного кредитования. Сейчас она составляет около 32,2%, при этом розничный кредитный портфель сократился с начала кризиса на 6,5%. В стратегии развития Сбербанка до 2014 года обозначена цель увеличивать "долю от кошелька клиента", то есть сделать его пользователем широкого набора услуг Сбербанк, для этого сегмент POS-кредитования является хорошей базой, отмечает господин Шлемов. Он считает, что собственную клиентскую базу Сбербанк уже исчерпал: "Все, кто хотел взять в нем кредит или разместить депозит, по большей части уже сделали это".

Важным конкурентным преимуществом Сбербанка на рынке POS-кредитования могут стать сравнительно низкие ставки по кредитам, которые он сможет себе позволить из-за дешевизны привлекаемых средств, отмечает Андрей Сокольский. По оценкам господина Шлемова, средневзвешенная стоимость фондирования Сбербанка — 5,4% годовых, что позволит ему легко кредитовать под 20% годовых, в то время как средняя эффективная ставка в торговых сетях сейчас порядка 36%."На этом рынке не так много игроков, поэтому выход на него Сбербанка однозначно изменит расстановку сил",— отмечает господин Сокольский.

Рынок POS-кредитования является не только высокодоходным, но и высокорисковым, отмечают эксперты. По словам зампреда правления ХКФ Банка Владимира Гасяка, в данном сегменте залог успеха — "отработанная скоринговая модель, построенная на большом объеме статистических данных". Именно поэтому в первые годы после выхода на рынок, пока нет необходимой статистической базы, риски и просрочка особенно высоки, продолжает господин Гасяк. Тем не менее значительного ухудшения показателей просрочки по розничному портфелю Сбербанка в связи с выходом на рынок POS-кредитования ожидать не стоит, считает Марк Рубинштейн. "Учитывая размер розничного портфеля банка (1,17 трлн руб.), вряд ли просрочка, которая на сегодня составляет около 3%, увеличится более чем на 1 процентный пункт, так как средние суммы POS-кредитов невелики",— поясняет он.

Коммерсант