В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 18

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Профессиональный подход к долгам Сбербанка

Профессиональный подход к долгам Сбербанка

 

Крупнейший банк страны для работы с просроченными кредитами проводит тендеры среди коллекторских агенств. Пилотные проекты запущены в Красноярском и Волго-Вятском регионах. Это связывают  с сокращением сотрудников в самом Сбербанке, что ограничевает его собственные возможности по взысканию долгов.

О том, что Сбербанк объявил тендеры среди коллекторских агентств для работы с просроченными кредитами, "Ъ" рассказали участники рынка. "Наше агентство принимает участие в тендере Сбербанка в Красноярске,— утверждает председатель совета директоров компании "Центр ЮСБ" Александр Федоров,— однако это не единственный регион, есть и другие". По словам господина Федорова, результаты тендера пока не известны.

В Сбербанке информацию о проведении тендеров по отбору коллекторов подтвердили. "Не так давно мы запустили пилотные проекты по взаимодействию с коллекторами в Красноярском и Волго-Вятском регионе",— отмечает директор управления розничных рисков Сбербанка Вадим Кулик. По его словам, в обоих регионах тендеры будут завершены в течение трех месяцев, то есть непосредственная работа с проблемными заемщиками начнется уже до конца текущего года.

Конкретные требования, предъявляемые к коллекторам, в Сбербанке раскрыть отказались, отметив при этом, что обязательным условием было участие не только федеральных, но и региональных коллекторов.

"Федеральные коллекторские агентства имеют филиальную сеть, несопоставимую с сетью Сбербанка, поэтому мы заинтересованы в привлечении региональных агентств, которые смогут не только связаться с заемщиком по телефону, но и обеспечить выезд к заемщику и контроль ситуации на месте",— поясняет Вадим Кулик. "Пока мы планируем передавать в работу коллекторам старые долги (свыше 360 дней), по части из которых уже получены судебные решения и отработала наша собственная служба взыскания,— поясняет господин Кулик.— Мы посмотрим, какую эффективность покажут на таких портфелях коллекторы, заодно отработав процесс взаимодействия с ними". В международной отчетности Сбербанка кредиты с просрочкой свыше 360 дней отдельно не выделяются, попадая в категорию кредитов с просрочкой "180 плюс". Согласно данным за первое полугодие 2009 года, объем таких кредитов составляет 30,8 млрд руб. Если пилоты пройдут успешно и покажут хорошие результаты, то можно будет говорить о сотрудничестве с коллекторами в масштабе всех отделений Сбербанка в штатном порядке, добавляет господин Кулик.

До сих пор Сбербанк не сотрудничал с коллекторами, предпочитая работать с проблемными кредитами самостоятельно. Однако с начала кризиса просрочка по розничному портфелю Сбербанка выросла на 1,7%, с 1,2% от кредитного портфеля на 1 октября 2008 до 2,9% на 1 сентября 2009. Сам розничный портфель при этом сократился с 1,25 трлн руб. до 1,17 трлн руб. "Несмотря на то что просрочка по розничному кредитному портфелю банка находится на довольно низком уровне в сравнении со среднерыночным показателем (6,2%.— "Ъ"), этот уровень отчасти обеспечен за счет реструктуризации проблемных ссуд,— отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн.— Не исключено, что часть реструктурированных кредитов снова может перейти в разряд плохих, что потребует проведения работ по их взысканию".

Необходимость работы с коллекторами продиктована также сокращением сотрудников в самом Сбербанке, что сдерживает его собственные возможности по взысканию долгов. "В настоящее время банк серьезно оптимизирует все бизнес-процессы, и неудивительно, что ведется оптимизация процессов работы с проблемными ссудами,— считает аналитик рейтингового агентства Moody`s Евгений Тарзиманов.— Практика показывает, что банки не всегда способны справиться с проблемными долгами своими силами. Привлечение же профессиональных агентств по взысканию позволяет повысить эффективности и снизить затраты". Впервые о планах по сокращению сотрудников Сбербанк заявил в своей стратегии развития на пять лет в октябре прошлого года, согласно которой в 2013 году число сотрудников банка должно сократиться с 270 тыс. до 200-220 тыс. Как пояснили вчера "Ъ" в Сбербанке, планы по оптимизации персонала, ранее заявленные в стратегии, сохраняются.

Коммерсант