В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 15

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

ПИФы теряют инвесторов

ПИФы теряют инвесторов

Декабрь чуть не разорил открытые ПИФы: пайщики зафиксировали прибыль, полученную из-за роста рынка акций. За декабрь они забрали из открытых фондов более 1,5 млрд руб. Вывод средств затронул в первую очередь крупнейшие фонды акций.

По оценке "Ъ", основанной на данных InvestFunds, декабрь стал самым разорительным месяцем в прошлом году для индустрии открытых паевых фондов. Отток средств из фондов превысил 1,5 млрд руб., сведя на нет все достижения предыдущих месяцев. В результате по итогам года чистый отток средств из открытых фондов составил около 400 млн руб. Таким образом, третий год подряд индустрия коллективных инвестиций продолжала терять инвесторов. Впрочем, в предыдущие годы отток был гораздо сильнее. По данным InvestFunds, в 2008 году он составил 16,5 млрд руб., а в 2009-м — 11,7 млрд руб.

Вывод средств затронул в первую очередь крупнейшие фонды акций. В общей сложности у фондов, инвестирующих средства преимущественно в эти ценные бумаги (в том числе индексные фонды и фонды смешанных инвестиций), потери составили почти 2,1 млрд руб. Участники рынка объясняют агрессивное поведение пайщиков достижением к концу года российскими фондовыми индексами локальных максимумов (с июля—августа 2008 года). Всего за 2010 год ведущие российские индексы выросли на 23%, причем в декабре рост составил 10%. По словам управляющего директора "Тройки Диалог" Олега Ларичева, на решения пайщиков оказал влияние не факт конца года, когда многие уезжают в отпуска или готовят дорогие подарки, а достижение фондовыми индексами двухлетних максимумов. "Часть инвесторов предпочла зафиксировать прибыль,— отмечает эксперт.— Причем среди них были и те, кто несколько лет сидит в фондах, и те, кто входил в прошлом году".

При этом на рынке были и исключения: фонды, ориентирующиеся на эмитентов потребительского сектора, в декабре выиграли, в них пайщики принесли почти 600 млн руб. Кроме того, перевод части средств в фонды облигаций (около 500 млн руб.) также скрасил безрадостную картину конца года. Участники рынка ожидают возврата средств в начале этого года. По словам господина Ларичева, "похожая ситуация была в апреле 2010 года, когда пайщики выходили из фондов акций, но уже летом и осенью возвращались обратно".

Представители управляющих компаний нередко говорили о росте интереса к рынку коллективных инвестиций в связи с падением ставок по банковским депозитам (см. текст на стр.7-8). Этот процесс идет. Однако подстегивать интерес новых клиентов затратными рекламными кампаниями, как это было до 2008 года, никто не спешит. "Пока говорить о какой-то устойчивой тенденции интереса к ПИФам нельзя, следовательно, и рекламные кампании пока преждевременны",— говорит гендиректор управляющей компании "Атон-менеджмент" Виталий Сотников. В прошлом году месяцы, когда фонды показывали притоки средств пайщиков, сменялись периодами оттока (см. график). Господин Сотников добавляет, что розничные клиенты все еще не так активны, как это было до кризиса, и в этих условиях затраты на рекламу не будут эффективными. Это особенно заметно в условиях импульсивного действия пайщиков — в случае обновления локальных максимумов они спешат фиксировать прибыль, не надеясь на долгосрочный устойчивый рост рынка.

В таких условиях управляющие компании нацелены на кропотливую работу среди потенциальных клиентов. Причем стратегии могут различаться диаметрально, в зависимости от былых достижений компаний. Так, по словам начальника управления продаж и маркетинга "Райффайзен Капитала" Александра Бару, в условиях, когда рынок коллективных инвестиций еще не встал на ноги после кризиса, "управляющие будут уделять больше внимания не ритейлу, а другим направлениям, которые приносят более "легкие" деньги, например private banking". Вместе с тем, по словам гендиректора "Пионер Инвестмент Менеджмент" Елены Логиновой, гораздо эффективнее выстраивать отношения с дистрибуторами — в идеале это банки, которые будут продавать ПИФы вместе с банковскими продуктами.

Коммерсантъ