В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Дума о ставках 05 июня 2009, 11:01
Все похожие новости (5)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Мобильники стали роскошью

Мобильники стали роскошью

Россияне перестали менять мобильники, как перчатки. Сотовые ритейлеры с грустью вспоминают дни, когда покупатель брал кредит на три года, чтобы приобрести телефон за $1000. Мы стали экономнее и расчетливее: новые аппараты берутся строго по необходимости, в ходу бюджетные модели с базовыми функциями. В сложившейся ситуации продавцам остается лишь одно – ждать, пока уже купленные мобильники начнут выходить из строя.

ОЦЕНИЛИ ЭКОНОМ-КЛАСС

Розничная сеть оператора МТС заявила о падении продаж мобильных телефонов по итогам I полугодия на 29% в рублевом выражении и на 30% – в штучном. Ритейлерам удалось реализовать только 11,63 млн аппаратов общей стоимостью 64,63 млрд руб. против 16,54 млн телефонов в I полугодии 2008 г. Ничего хорошего от ближайших месяцев игроки рынка не ожидают: в МТС прогнозируют общую выручку рынка в этом году на уровне 132,6 млрд руб., что на 33,4% меньше, чем в 2008 г.

Изменилась и структура рынка. По данным экспертов MForum Analytics, продажи телефонов дорогого ценового сегмента – стоимостью от 15 000 руб. и выше – сократились на 40 – 45%. Покупатели таких телефонов отказались от новых аппаратов вообще или мигрировали в средний и дешевый сегмент, за счет чего продажи сотовых ценой до $250 (6500 – 7000 руб.) немного подросли. Примерно о том же говорят и представители розничной сети МТС. По их данным, средняя цена покупаемых телефонов опустилась до 5555 руб.

По верхнему сегменту сотового ритейла ударило и сокращение банковских кредитных программ. Большинство дорогих аппаратов приобреталось в кредит, несмотря на то, что это совершенно абсурдно с экономической точки зрения. Мобильный телефон, равно как и любой другой товар из секции «Электроника», живет короткой рыночной жизнью, и, пока она длится, стремительно теряет в стоимости, заставляя покупателя, помимо кредитных выплат, нести потери от амортизации.

РИТЕЙЛЕРЫ ГОТОВЫ ЗИМОВАТЬ

Но в тучные годы это соображение никого не останавливало. Россияне вообще склонны менять свои телефоны чаще, чем это принято в остальном мире. Средний срок пользования аппаратом в большинстве стран мира достигает 2,5 лет, в России же он меньше двух лет. Некоторые владельцы сотовых телефонов любили менять их еще чаще: раз в 12 – 15 месяцев, принося ритейлерам дополнительную выручку. Сегодня поведенческая модель покупателей изменилась, и это – третий решающий фактор снижения выручки ритейлеров: смена моды на цвет корпуса перестала быть достаточной причиной для приобретения нового телефона. Покупка откладывается до тех пор, пока старый аппарат не выработал окончательно свой ресурс.

Тем не менее, в МТС считают, что падение рынка не будет слишком длительным или глубоким. Уже в 2010 г. продажи сотовых аппаратов должны возобновиться. Впрочем, даже и тогда гендиректор розничного подразделения МТС Сергей Румянцев не ждет, что продажи «пробьют» барьер в 30 млн (в 2009 г. должно быть реализовано около 26 млн аппаратов). На фоне прогноза «Евросети» эта цифра выглядит оптимистично: аналитики ритейлера №1 полагают, что рынок в 2009 г. «осилит» не более 22,8 млн мобильных.

Чтобы выйти на докризисный уровень продаж, необходим перезапуск систем потребительского кредитования, а к населению должна вернуться привычка менять мобильные телефоны чаще, чем в Европе. Вряд ли это случится раньше, чем через 2 – 3 года. До этих времен доживут лишь самые крупные и известные ритейлеры. Во всяком случае, новых независимых игроков в сотовой рознице уже не ждут.

Slon.ru