В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 16

Похожие новости

Все похожие новости (4)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

КАСКО уходит

КАСКО уходит

Падение продаж новых автомобилей в 2009 г. сказалось и на объёмах страхования КАСКО - он упал на 20%. В этом году рынок в лучшем случае останется на прежнем уровне, прогнозирует «Эксперт РА». Помощи ждать неоткуда, согласны страховщики.

Российские страховщики в прошлом году продали полисов автокаско на 137,5 млрд руб., а вместе со страховками ОСАГО и добровольной автогражданки — на 227,2 млрд руб. Это почти половина рынка, 44,3% от совокупных премий всех компаний в 2009 г. (без учета ОМС). Премии по каско упали на 20,5%, следует из статистики Росстрахнадзора.

Проблемы на рынке страхования автокаско напрямую сказываются на страховой отрасли в целом, отмечает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Игорь Ямов. Основная причина возникших трудностей, по его словам, — резкое падение продаж новых авто в 2009 г.: почти на 50% в штуках и на 61% в денежном выражении.

В 2009 г. наибольшими темпами сократились взносы по страхованию каско, полученные через банковский и дилерский каналы продаж, говорится в исследовании «Эксперт РА» «Рынок автокаско: заглохли на подъеме». Внутри агентского канала продаж произошло перераспределение взносов в пользу надежных страховщиков. Прямые продажи на фоне общего падения, наоборот, выросли, отмечают исследователи.

Продажи автокаско через салоны, традиционный канал страховщиков, сильно упали, констатирует гендиректор «Росно» Ханнес Чопра, и страховщики пытаются компенсировать это развитием других каналов.

Кроме того, продажи в регионах упали сильнее, чем в Москве, продолжает Ямов. Похоже, это тенденция всего рынка, вторит Чопра: компании теряли в премиях в регионах гораздо больше, чем в столице.

Демпинг, усилившийся с конца 2008 г. из-за обострения конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 г. и только в конце года ряд крупных страховщиков повысили тарифы, отмечает заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев негативные тенденции автокаско. Но многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут с нее соскочить, продолжает Самиев. Еще два отрицательных момента — политика снижения размеров выплат и резкий рост случаев страхового мошенничества со стороны всех участников рынка: клиентов, страховых посредников и самих страховых компаний, говорит Самиев. В 2010 г. последняя тенденция только усилится.

Есть и позитив, считают в «Эксперт РА». Если раньше основным источником доходов автосалонов были продажи новых автомобилей, теперь около 60% их валовой прибыли приходится на доходы от сервиса. Многие дилеры до кризиса, рассчитывая на продолжение роста продаж, делали ставку на увеличение ремонтных емкостей. В итоге дилеры довольны, что получают от страховщиков машины на ремонт, а требования по размерам комиссии отошли на второй план.

Опасаясь проигрыша в ценовой борьбе, многие страховщики стали разрабатывать новые продукты с франшизой и неполным покрытием по рискам (например, защита только от угона и гибели машины). Выросла заинтересованность агентов в ведении бизнеса только с надежными партнерами, продолжает перечислять Самиев: агентские продажи каско у ряда компаний не только не упали, но даже выросли. Наконец, страховщики отмечают рост спроса на страхование подержанных авто в 2009 г. Автовладельцы осознанно выбирают страхование как инструмент управления рисками и фиксации расходов.

Ямов отмечает еще несколько тенденций, проявившихся во время кризиса. Например, официальные дилеры конкурируют за ремонтные потоки с недилерами и снижают стоимость нормо-часов ремонтных работ до уровня недилеров. Также в сегменте люксовых машин некоторые бренды снижают стоимость запчастей, от этого выигрывают и страховщики, и клиенты.

Этот год будет «очень жестким» для рынка автокаско, прогнозирует Ямов. По расчетам «Эксперт РА», в 2010 г. рынок покинет более четверти игроков, в том числе несколько крупных компаний из топ-50. Аналитики не ждут роста рынка, его объем сохранится на уровне 2009 г. Оптимистичный прогноз Ямова — рост максимум на 10%, если продажи начнут восстанавливаться.

Ведомости