В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 15

Похожие новости

Все похожие новости (6)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Все залоги в базу

Все залоги в базу

Разработан механизм для снижения уровня мошенничества в залоговом кредитовании. Минфин намерен законодательно закрепить процедуру регистрации заложенных автомобилей и другого движимого имущества, создав единую базу по таким залогам в Центральном каталоге кредитных историй при Цетральном Банке РФ.

По оценкам участников рынка, наибольший эффект от этих действий будет ощутим в сегменте автокредитования: сейчас мошенническим образом перепродается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей.

Как стало известно "Ъ", Минфин разработал проект федерального закона "О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества". После согласования всеми заинтересованными министерствами и ведомствами законопроект будет представлен в правительство. Сейчас залог на движимое имущество, в том числе автомобили, никто не регистрирует. В результате мошеннические действия по перепродаже заложенного имущества достаточно распространены: от них страдают как банки-кредиторы, так и добросовестные покупатели имущества, не знающие о его обременении.

Наиболее уязвимым для мошенников является автокредитование. При получении автокредита заемщик, оформив в банке залог автомобиля, получает в автосалоне паспорт транспортного средства (ПТС), необходимый для постановки машины на учет в ГИБДД, который через пару недель необходимо предоставить на хранение в банк. При этом автомобиль является собственностью заемщика и зарегистрирован на его имя, поэтому мошенники или сразу после регистрации продают автомобиль третьим лицам или, сдав ПТС в банк, заявляют о его утере в ГИБДД и, получив дубликат ПТС, продают машину. По оценкам участников рынка, мошенническим образом продается до 5% всех приобретенных в кредит автомобилей.

Вопрос о регистрации заложенных по кредитам автомобилей неоднократно поднимался банковским сообществом. При этом наиболее активно обсуждалась возможность фиксации информации о залогах автомобилей в базе ГИБДД. Однако такой базы до сих пор нет.

В Минфине предоставить текст разработанного законопроекта отказались, однако пояснили, что "для создания базы данных о заложенном движимом имуществе (транспорте, оборудовании и т. п.) предлагается использовать Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ), который ведет ЦБ". "Дополнительно это позволит расширить возможности бюро кредитных историй (БКИ) по предоставлению информации заинтересованным лицам",— говорит собеседник "Ъ". В Банке России "Ъ" подтвердили, что такая идея обсуждается. "Однако ее обсуждение только начато, потому говорить о каких-то деталях на текущем этапе преждевременно",— сообщил собеседник "Ъ" в ЦБ.

Знают о новой идее и участники рынка кредитных историй. "Такая идея действительно предлагалась участниками рынка, и я рад, что ею заинтересовались уполномоченные ведомства,— говорит гендиректор "Эквифакс Кредит Сервисиз" Олег Лагуткин.— БКИ при этом могли бы выступать агентами ЦККИ по продаже такой информации". "Идея регистрации движимого имущества, выступающего залогом по кредиту, обсуждается,— сообщил и гендиректор НБКИ Александр Викулин.— Эта идея, несомненно, будет востребована". По словам господина Викулина, НБКИ уже начало работу в этом направлении, не дожидаясь принятия закона. В настоящее время мы сотрудничаем по сбору информации о заложенных автомобилях с двадцатью банками: наша база насчитывает данные о нескольких сотнях тысяч автомобилей, указывает он.

Этот закон, в случае его вступления в силу, сможет существенно снизить риски мошенничества в автокредитовании, признают и банкиры. "Планы по принятию закона о регистрации уведомлений о залоге можно только приветствовать,— отмечает руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Алексей Марей.— Можно предположить, что банки будут передавать информацию в назначенную организацию добровольно, так как сами выиграют от этого". Я думаю, многие будут прибегать к услугам такой базы даже платно, особенно при умеренных ценах, говорит начальник управления развития автокредитования Юникредит банка Иван Сысков. Он указывает, что процедура получения информации о заложенных автомобилях должна быть технически простой, а отчетность строгой, чтобы такая информация была аргументом в суде.

Кроме банков, в получении данных об обременении автомобилей залогом заинтересованы и потенциальные покупатели машин. Однако получение ими такой информации потребует законодательных поправок, указывают эксперты. Сейчас, по закону о кредитных историях, получить такую информацию может только сам заемщик или его кредитор.

Газета «Коммерсантъ»