Ваша оценка совета
требуется авторизация | |
Общая оценка | 33 |
Ключевые слова
- права потребителей (61)
- магазин (48)
- покупатель (41)
- продавец (31)
- претензия (28)
Вы испортили товар в магазине
Вы разбили, разлили или иным образом испортили товар в магазине. Должны ли Вы платить?
Распространено мнение, что, если вы испортили товар в магазине, то платить за эту порчу вы не обязаны. Сторонники такого подхода ссылаются на 2 основания:
1. Статью 459 Гражданского кодекса, которая говорит о том, что риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с того момента, как он этот товар приобрел. Следовательно, если покупатель еще не купил товар, то и нести убыток он не должен.
2. Факт, что риск случайной утраты или гибели товара магазин итак спокойно списывает на свои издержки и закладывает в конечную стоимость товара. Следовательно, даже если вы что-то и попортите, в конечном счете, убыток магазину причинен не будет.
Однако в данном случае основным является слово «случайно», то есть по независящим ни от чьей воли причинам (например, полка не выдержала нагрузку и упала, прорвало канализационную трубу – всю партию упаковок с детскими кашами затопило и т.д.).
Иное дело, когда речь идет о том, что товар был разбит или испорчен с помощью действий самого покупателя. Например, бутылка выскользнула из рук, задел тележкой пирамиду из банок и т.д. В этом случае будет действовать статья 1064 Гражданского кодекса, которая говорит о том, что вред, причиненный имуществу юридического лица (то есть магазину), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Это значит, что стоимость выскользнувшей из ваших рук бутылки возмещать придется.
При этом освободиться от возмещения ущерба можно только в том случае, если докажете, что вы не виноваты (всё та же статья 1064 ГК часть 2). Например, пол только что помыли, предупреждающую табличку не выставили – вы поскользнулись и «въехали» в полку. Или товары расставлены таким образом, что просто невозможно спокойно пройти мимо и ничего не задеть. Поэтому в тех случаях, когда вы уверены, что порча товара произошла не по вашей вине – отстаивайте свои права: вызывайте милицию, звоните в контролирующие магазин органы и, если потребуется, доводите дело до суда.