В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 16

Похожие новости

Все похожие новости (5)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Ставки по вкладам будут падать еще полгода

Ставки по вкладам будут падать еще полгода

В течение первого полугодия банки будут проводить отрицательную процентную политику. Вкладчиков это не пугает. Люди открывают вклады под отрицательный процент для того, чтобы не хранить наличные дома.

В середине января Геннадий Меликьян, первый заместитель председателя Банка России, выразил недовольство 30-% ростом депозитов физических лиц за прошедший год. И напомнил, что у ЦБ остается возможность применять к банкам меры надзорного реагирования за нарушение предписаний регулятора. По его словам, «самое главное — понять, каково качество активов, может ли банк «отбить» высокие проценты по вкладам».

Слишком много вкладов

После того, как в наступившем году истек срок действия закона, позволяющего ЦБ ограничивать стоимость банковских вкладов граждан, инструментарий регулятора в этом вопросе значительно сузился. Но его внимание к теме только выросло. В конце прошлого года Банк России разослал своим территориальным подразделениям письмо, в котором настоятельно попросил продолжать мониторить ситуацию по депозитам. По словам Геннадия Меликьяна, банки, привлекающие вклады посредством поддержания высоких ставок, получили рекомендацию придерживаться среднерыночных цен. Видимо, специально для этого ЦБ не прекратил официально публиковать среднее значение максимальных ставок десяти крупнейших розничных игроков. Куратор надзорного блока отмечает при этом, что в первую очередь внимание регулятора направлено на темп привлечения, нежели на ставку как таковую. В соответствии с законом «О Банке России» он вправе ограничивать проведение отдельных операций банками на срок до шести месяцев в случае нарушения законов или невыполнения предписаний ЦБ. То есть полномочия у регулятора есть и, что самое важное, он ими активно пользуется.

В январе на банковских форумах и СМИ появились первые сообщения о введении ограничений на прием вкладов Мультибанком, до того проводившем достаточно агрессивную политику на рынке вкладов: по валютным депозитам предложения «Рождественская Мультисказка +» ставка составляла 8,5%. Однако в середине января Мультибанк резко снизил доходность наиболее выгодных депозитов, а на некоторые прекратил прием средств. Клиенты банка возмущались, что получают отказ принимать деньги в пополнение счета. При этом представители Мультибанка сообщения о примененных мерах ЦБ не подтверждали.

Андрей Мельников, заместитель генерального директора ГК «Агентство по страхованию вкладов», уверен, что надзорному органу следует и далее внимательно следить за процентной политикой банков по частным вкладам, а Леонид Слипченко, аналитик ФК «Уралсиб», считает проблему несколько надуманной. По словам Слипченко, диверсифицированный портфель обязательств в банках встречается редко, почти каждый из них ориентирован на тот или иной источник фондирования. К тому же во время кризиса многие кредитные организации справились с проблемами независимо от объема привлеченных ими вкладов.

Однако регулятор в конце января перешел от слов к делу. 28 января на очередном заседании совет директоров ЦБ вместо ожидаемого экспертами повышения ставки рефинансирования решил поднять нормы отчисления в фонд обязательных резервов. Норматив повышен на 1 процентный пункт (до 3,5%) для привлеченных средств иностранных юридических лиц и на 0,5 процентного пункта (до 3%) — для всех остальных. Это означает, что у банков не будет повода поднять депозитную ставку, зато сами депозиты обойдутся им дороже на 0,5 пункта. Правда, Алексей Улюкаев, первый зампред Банка России, в комментарии «Ф.» не признал прямой связи между решением совета директоров и антидепозитной политикой ЦБ: «Данный подход дифференцирован, так как на фоне общего охлаждающего воздействия повышение по обязательствам перед гражданами меньше, чем повышение по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами».

Антинародные методы

Геннадий Меликьян не случайно обратил внимание на рост вкладов, опережающий динамику других показателей банков. Ситуация здесь складывается парадоксальная. По состоянию на 1 декабря 2010 года годовой рост вкладов населения (ноябрь к ноябрю) достиг 32,2% при том, что в 2009 году аналогичная цифра была 26,7%. Между тем процентные ставки за этот период только снижались.

Эксперты считают, что это прямое следствие отсутствия других инструментов накопления (фондовый рынок остается достаточно рискованным, недвижимость потеряла инвестиционную привлекательность). Ставки же падают настолько быстро, что долгосрочные вклады, привлеченные в 2009 году, когда ставки превышали 15%, уже приносят банкам убытки. А в условиях достаточно жестких подходов к условиям кредитования разместить привлеченные средства бывает сложно. «С учетом снижения объемов кредитования в период кризиса и активным наращиванием пассивов как некоторой «подушки безопасности» в банках действительно наблюдается некоторое перенасыщение ликвидностью», — говорит Илья Зибарев, заместитель руководителя блока «Розничный бизнес» Альфа-банка.

Конечно, далеко не все банкиры считают быстрый прирост вкладов проблемой. Александр Ефремов, директор департамента депозитов и сбережений Бинбанка, уверен, что вклады в российских банках растут нормальными темпами. «Чем больше будет сбережений, тем больше и кредитов, — комментирует он. — Чем больше кредитов, тем быстрее будет расти экономика». Но Зибарев указывает, что как раз привлеченные ранее «дорогие» депозиты часто не позволяют сбить ставку по кредитованию.

Они же становятся и источником дополнительных проблем как для банков, так и для вкладчиков. СКБ-банк, к примеру, отнес операции по пополнению высокодоходных депозитов, открытых в разгар кризиса, к подозрительным сделкам и назначил комиссию в 15%. Оговорка о подозрительных сделках не случайна: когда весной банк ввел комиссию в 7% за услугу пополнения высокодоходных вкладов, дело закончилось проигранным банком судом. Подобная комиссия также вводилась Юниаструм Банком.

Иной способ помешать вкладчикам обогатиться за счет организации использовал банк «Александровский». По вкладу «Народный выбор +» здесь увеличили минимальную величину дополнительного взноса до 10 млн рублей.

Но эти случаи скорее маргинальные. Некоторые крупные банки, видя неугасающий интерес вкладчиков, предпочитают направлять его в нужное для себя русло. Так, Райффайзенбанк дает возможность сделать вклад со ставкой в 12% (по данным ресурса banki.ru, это самое «дорогое» предложение на рынке) тем, кто на такую же сумму купит паи его ПИФов. А Альфа-банк предлагает «Вклад в будущее» под 11% при условии заключения договора накопительного страхования жизни. Остальные предпочитают не рисковать, введя для самых доходных депозитов запретительные минимальные суммы. Например, чтобы сделать вклад в Транскредитбанке со ставкой 11%, нужно иметь минимум 100 млн рублей.

Объекты внимания

Осенью 2010 года ЦБ озвучил допустимое, по его мнению, пороговое значение доли вкладов по отношению к пассивам банков. По словам директора департамента банковского регулирования и надзора Алексея Симановского, оно составляет 25%. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) также более пристально оценивает риски банков, если объем их вкладов превышает 50% пассивов. «Ф.» насчитал 137 таких банков. «Это чисто внутренняя информация, — говорит Андрей Мельников. — У нас и так есть информационный поток с Банком России, когда мы обмениваемся наблюдениями. Мониторинг банков с пятидесятипроцентной долей вкладов в пассивах — это просто одно из обстоятельств, в которых, по нашему мнению, риски кредитной организации меняют свой профиль, поэтому есть повод более пристально взглянуть на эту организацию. Это обычная рациональная позиция страховщика депозитов».

У кредитных организаций есть несколько способов, с помощью которых они минимизируют риски слишком большой доли вкладов населения. «Наш банк четко отслеживает и синхронизирует рост депозитной базы с ростом кредитного портфеля и с другими инструментами, куда мы размещаем деньги, в том числе в ценные бумаги и т. д., — комментирует Василий Палаткин, директор департамента продаж и продуктов Русь-банка. — Также мы контролируем уровень маржи, чтобы не получалось, что деньги слишком «дороги». Для нас очень важно не просто привлечь денежные средства, а привлечь их по стоимости, приемлемой именно для нас».

Банки, доля вкладов в пассивах которых превышает 25%, распоряжаются средствами, привлеченными от депозитов, в основном для последующего кредитования. «В Бинбанке привлеченные вклады в зависимости от срока в основном фондируют кредитный портфель», — говорит Александр Ефремов. Для Осколбанка, по словам зампреда правления Натальи Давыдовой, основными направлениями нового года станут увеличение уставного капитала и вложения в реальный сектор экономики, то есть кредиты работающим предприятиям и физическим лицам. Впрочем, у Альфа-банка, доля вкладов которого составляет 20% (то есть удовлетворяет желаниям регулятора), ситуация схожая — там применяется дифференцированная система размещения привлеченных средств. «Все зависит от источников поступления пассивов, их срочности и условий возврата, — комментирует Илья Зибарев. — При размещении средств используются принципы оптимального соотношения доходности и риска тех или иных вложений. Привлеченные средства, как правило, используются для различного рода кредитования физических лиц и корпоративных клиентов».

Вложить или отложить

Сильного торможения роста депозитов в результате комплексных мер ЦБ и банков ждать, конечно, не стоит. ЦБ будет «сглаживать» наиболее выдающиеся ставки на рынке, а вкладчикам в этих условиях ничего не останется, кроме как согласиться с пониженной доходностью. В том же Сбербанке, где максимальная ставка 6%, в декабре уже собрали рекордный «урожай»: по словам зампреда банка Антона Карамзина, прирост составил 6,5% против 5,4% в остальных банках.

Агентство по страхованию вкладов предварительно прогнозирует дальнейший рост депозитов населения в 2011 году на уровне 25%. Есть и более скромные оценки. «Наступивший год ознаменуется охлаждением активности населения в части банковских вкладов, — говорит Анастасия Тупицына, аналитик «Инвесткафе». — Причиной этому послужит формальное окончание кризиса в умах граждан и соответствующее изменение модели потребительского поведения, предполагающей увеличение трат при одновременном сокращении сбережений. Поддержку этому процессу окажет сокращение ставок по вкладам. С другой стороны, резкого падения вложений тоже ожидать не стоит. В пользу депозитов по-прежнему играет отсутствие сильных альтернатив сбережений. На мой взгляд, рост депозитов в 2011 году не превысит 15—20%».

Лидер рынка тоже ожидает замедления темпов прироста депозитной базы. И не в последнюю очередь за счет низких ставок. По словам Натальи Коноваловой, директора управления вкладов и инвестиционных продуктов физлиц Сбербанка, если макроэкономические показатели начнут изменяться (повысится уровень инфляции, ускорятся темпы роста кредитования и т. п.), банк может увеличить доходность депозитов, но на данный момент таких планов нет. «В планах — следить за тем, что будет происходить на рынке», — сообщила Наталья Коновалова.

Вкладчикам в этих условиях можно посоветовать то же самое. То есть следить за рынком. «Мы ожидаем достаточно высокую инфляцию в этом году — порядка 9,5%, — говорит Леонид Слипченко. — До кризиса инфляция также была выше годовой процентной ставки по вкладам — 10% против 9% соответственно. Отрицательная процентная ставка по депозитам — это некий признак российского рынка». Про отрицательные величины недавно говорил и председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. Но вывод у него получился более «оптимистичный» для вкладчиков. «Мы входим в отрицательную зону. Я считаю, что изменится поведение банков, потому что инфляция показывает тренд наверх. Это означает, что будут расти и ставки», — пообещал он.

Прогноз

Андрей Мельников, заместитель генерального директора ГК «Агентство по страхованию вкладов»:

— Я думаю, что в течение как минимум первого полугодия тренд процентных ставок по вкладам будет нисходящим. Маленькие банки «потянутся» за крупными, у которых отрицательная процентная политика наблюдается еще с осени (те же Сбербанк, ВТБ 24). В последних изменение ставок по депозитам будет зависеть от реакции населения на отрицательную доходность депозитов, но я думаю, что такая реакция, скорее всего, последует во втором полугодии, потому что это крайне консервативный процесс. Также многое будет зависеть от совокупного спроса на кредит. Если экономика сможет «вздохнуть полной грудью», тогда, вполне возможно, потребуются деньги населения, и дальнейшего снижения процентных ставок не произойдет. Не стоит забывать и о возможной реакции населения в связи с увеличением его потребительской активности, что опять же возможно ближе ко второму полугодию. Если тренд пойдет больше на потребление, чем на размещение средств в банках, снова возникнет локальный дисбаланс, который воспрепятствует снижению ставок по вкладам. А если ничего такого не произойдет, тогда ставки и дальше будут опускаться.
 

Финанс