В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 16

Похожие новости

Все похожие новости (5)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Проблемы с банком решим без суда

Проблемы с банком решим без суда

Для разрешения конфликтных ситуаций между гражданами и банками в следующем году может появиться дополнительная структура. Такое решение позволит решать возникшие разногласия быстрее и с меньшими затратами для обеих сторон. Для граждан услуги посредников будут бесплатными, а их решения - независимыми.

С такой идеей выступила Ассоциация региональных банков. Этот проект можно будет запустить уже в следующем году, считает вице-президент ассоциации Олег Иванов. Речь идет об учреждении института уполномоченного по защите прав банковских клиентов, или финансового омбудсмена. Помимо ассоциации к идее готовы подключиться Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и Ассоциация юристов.

Сейчас, поясняет Иванов, недовольные поведением банков граждане обращаются, как правило, сразу в несколько инстанций - Роспотребнадзор, Центробанк, общество защиты прав потребителей. Но в конечном итоге определить, кто прав - банк или клиент, - может только суд. Но суды буквально завалены такими делами, на быстрое рассмотрение споров не хватает ни рук, ни времени. В прошлом году, к примеру, было 25 тысяч исков, связанных с защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Причем это только видимая вершина айсберга - многие граждане предпочитают не тратить время на хождение по инстанциям. Для рассмотрения иска в суде необходимо присутствие истца и представителя банка, на который жалуется клиент, вызов свидетелей. Решения приходится ждать месяцами. К тому же сумма иска может быть относительно небольшой - скажем, десять тысяч рублей, но для защиты своих прав гражданину потребуется адвокат, услуги которого обойдутся значительно дороже. Другой путь - урегулирование спора до суда непосредственно с банком, но в этом случае нет независимого арбитра.

Эту роль и должен выполнять омбудсмен. Его услуги для граждан будут бесплатными. Скорость рассмотрения споров займет от силы два-три месяца, потому что работать арбитр сможет дистанционно. Схема предполагается следующая: омбудсмен получает жалобу от клиента банка, направляет ее для выставления контраргументов в кредитную организацию, затем знакомит с ответом жалобщика. И на основе трех документов - первого обращения, разъяснений банка и последнего ответа клиента, а также действующего законодательства выносит вердикт. Если гражданин будет им недоволен, он сможет все-таки обратиться в суд. При этом решения омбудсмена должны быть обязательны для банков, а в договорах с клиентами они станут прописывать их право обращения к такому уполномоченному.

Предполагается, что на первом этапе омбудсмен будет решать споры в сфере потребительского кредитования, затем поле деятельности расширят за счет конфликтов, связанных с депозитами, а потом - и споров, касающихся управления ценными бумагами. По словам Иванова, на первом этапе к проекту готовы добровольно присоединиться два десятка банков, занимающие 95 процентов на рынке кредитования без учета Сбербанка. Впоследствии количество участников может вырасти до 200-300 кредитных организаций.

"Но если участие банков в этой схеме будет добровольным, что станут делать клиенты кредитных организаций, не присоединившихся к проекту?", - возражает гендиректор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов. По его мнению, нужны законодательные изменения, которые обяжут банки признавать решения омбудсмена и участвовать в этой системе так же, как они должны быть участниками Системы страхования вкладов. Кроме того, предлагает Турбанов, новый институт мог бы действовать под эгидой Центробанка. Один из плюсов такого решения - наличие территориальных управлений ЦБ в регионах. Это обеспечило бы "шаговую доступность" новой структуры. Офис финансового омбудсмена теоретически может финансироваться из трех источников: из бюджета, взносов участников финансового рынка либо за счет средств ЦБ, полагает Турбанов. Кроме того, банковское сообщество рассчитывает на спонсорскую поддержку Всемирного банка. В 2009 году Всемирный банк и минфин готовили отчет по защите прав потребителей на финансовых рынках в России, напоминает Иванов. В итоговой части эксперты рекомендовали нашей стране создать институт финансового омбудсмена. Такие структуры существуют в большинстве развитых стран, в прошлом году уполномоченный по правам клиентов банков появился в Армении.

Российская газета