В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 18

Похожие новости

Все похожие новости (7)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Льготное автокредитование - помогло ли?

Льготное автокредитование - помогло ли?

В начале 2009 года была запущена государственная программа льготного автокредитования. Помогла ли она отечественному автопрому, рынку продаж автомобилей и вообще экономике рассказывает Николай Короноский, эксперт по развитию кредитных программ компании «АйТиСи Авто РУС», официального импортера продукции Suzuki Motor Corporation на территории Российской Федерации.

С момента своего запуска в апреле 2009 года государственная программа льготного автокредитования постоянно подвергается корректировке – менялся список автомобилей, список банков, выдающих эти автокредиты, условия выдачи самого кредита. На все эти действия в условиях нынешней неблагоприятной экономической обстановки, где каждый день буквально на счету, уходит довольно много времени. Ведь каждое такое изменение согласовывается в нескольких министерствах. В итоге мы имеем то, что имеем – на 16 октября 43 тыс. выданных льготных автокредитов, при плане к концу 2009 г. – 100 тыс. (который также подвергался корректировке – сначала прогноз Минпромторг запланировал 150 тыс. кредитов, затем цифра была уменьшена до 120 тыс.).

При запуске программы ставилась четкая цель – поддержать отечественного производителя, однако вскоре выяснилось, что поддерживать этого производителя при 30% первоначальном взносе отечественным же потребителям довольно проблематично. При компенсации стандартных процентов банка по кредиту в размере 2/3 от ставки рефинансирования, экономия на процентах в абсолютных цифрах получалось довольно небольшая, а с уменьшением ставки рефинансирования (с 13% на момент старта программы до 9% в настоящее время), выгода для потребителя стала еще меньше, если учитывать, что ставки банков, занимающихся выдачей льготных кредитов, с апреля не изменились.

Условия были немедленно скорректированы – уменьшен взнос до 15%, увеличена максимальная стоимость автомобиля – с 350 000 тыс. руб. до 600 000 руб. Однако, существенного роста спроса не последовало. Что в принципе было ожидаемым – при финансовом кризисе банковская отрасль обычно страдает первой, и положение дел в ней ухудшается довольно быстрыми темпами. Это вылилось в ухудшение условий кредитования. Затем кризис ударил по потребителю – стало не на что брать новые кредиты. На мой взгляд, субсидирование ставки до 0% выглядело бы гораздо эффективнее, но оно связано с рядом сложностей для заемщика – например, возникает налог на показатель экономии процентов по кредиту.

Теперь правительство предлагает отменить верхнюю планку в 600 000 рублей. При таком подходе в список машин попадут все автомобили, производящиеся в России. Получается, что идея поддержки отечественного автопрома трансформировалась в стимуляцию потребительского спроса, поддержку всех автопроизводителей, а также их дилеров. Учитывая, что объем финансирования по программе был сокращен с 2,5 млрд. рублей до 1,5 млрд., программа при успешном развитии может закончиться раньше запланированного срока.

Количество банков-участников данной программы пока невелико: Сбербанк, ВТБ24, Россельхозбанк. В ближайшее время к ним должны добавиться Банк Москвы и Юникредитбанк. Все эти банки, кроме Юникредита, получают существенную государственную поддержку, что, несомненно, сказывается на их росте объемов кредитных портфелей, в то время как другие банки поставили в приоритет реструктуризацию кредитов и борьбу с просрочкой. При росте объема растет и просрочка, однако, банки, придерживаясь своей кредитной политики, стараются все же выбирать наиболее надежных с точки зрения рисков заемщиков. Поэтому значительное ухудшение кредитного портфеля от льготной программы автокредитования не зависит, а зависит, в первую очередь, от самих банков.

Другие страны пошли по несколько иному пути – они стимулировали продажи путем премирования покупателей новых автомобилей. Все началось с Германии, где введение премий за утилизацию старых авто при одновременном приобретении нового позволило поднять продажи на 40%. Такие программы действуют в 12 стран Евросоюза. Во Франции и Италии размер премии зависит от уровня выброса вредных веществ в атмосферу старым автомобилем. Однако такие меры тоже не панацея. В США после досрочного окончания в августе вместо ноября (просто кончились деньги на субсидии) весьма популярной программы "наличные за автохлам" в сентябре продажи резко упали – на 23% по сравнению с сентябрем 2008 г. К слову, такую меру стимуляции спроса собираются ввести и у нас в следующем году.

Говорить о каком-либо положительном эффекте после снятия ценового порога на автомобили сложно.

Можно посмотреть на опыт той же Германии, где по итогам госпрограммы рост продаж и рост доли рынка показали недорогие и практичные марки автомобилей, в то время как доля рынка премиум-сегмента резко упала – с 8-10% до 1,5-1,9%. И льготное кредитование для покупателей дорогих автомобилей не является стимулирующей мерой, оно направлено в основном на средний класс. И если говорить о каком-либо влиянии данной меры на импорт автомобилей – то его здесь нет, основное влияние – это падение спроса и повышение пошлин.

Пока у потребителя нет уверенности в завтрашнем дне, а у банков нет уверенности в правильности оценки своих рисков, все предлагаемые меры будут являться лишь временным решением проблемы.

Кредит.Ру