В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Все похожие новости (6)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Кассы супермаркетов примерят на себя роль банкоматов

Кассы супермаркетов примерят на себя роль банкоматов

Наличность с пластиковых карт могут выдавать прямо на кассе в магазинах. Такую идею предложил Центробанк. Эксперты предупреждают, эта услуга связана с большими рисками мошенничества и будет дорогой для потребителя.

Россия хочет перенять очередную западную идею: расплатившись в магазине за покупку пластиковой картой, покупатель сможет прямо здесь же снять с нее наличность. Такое предложение Центробанка РФ поддержала Ассоциация Российских банков.

С оглядкой на Запад

Называется такая услуга cash back at POS. В Европе, Великобритании, США такая услуга распространена. Клиент может получить в кассе магазина небольшую сумму - примерно до 200 евро, при этом он платит небольшую комиссию. АРБ считает, что россиянам надо выдавать на руки до 3 тыс. рублей, чтобы избежать крупных мошенничеств.

В России POS-инфраструктура развита гораздо хуже, чем в ряде других государств. Так, к 2009 году в нашей стране на миллион жителей было 2445 терминалов по сравнению с 17-18 тыс. на миллион жителей на Западе и в США. При этом самим россиянам в силу менталитета все еще более привычны наличные. "В России "пластик" сначала обналичивают, потом идут за покупками. Это вопрос или времени, или доверия к тем переменам в экономике, которые произошли за 20 лет, или и то и другое", - замечает RB.ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. Сейчас, по его оценкам, "обналичка" составляет 70-80% оборота рынка "пластика" России.

Проблемы

Однако, несмотря на всю прелесть идеи (доступность финансовых услуг для населения и снижение затрат банков), АРБ предупредила о рисках, связанных с введением такой услуги в России. Так, в письме отмечается, что по закону кассовое обслуживание физлиц является банковской операцией, которую контролирует ЦБ. При введении новой услуги ритейлеры будут фактически выполнять банковскую операцию, не контролируемую регулятором. При этом недопустимо возлагать функции контроля за ритейлерами, оказывающими услуги cash back at POS, на банки. АРБ предлагает переложить эти функции на ФНС.

Кроме того, при оказании услуги cash back at POS могут возникнуть проблемы, связанные с требованием ФЗ "О противодействии легализации доходов", замечает АРБ. Да и сложностей при расчете комиссий по таким операциям при возмещении средств торговому представителю не избежать, считают в ассоциации. Надо учитывать и проблемы, связанные с информированием клиента о размере комиссии за выдачу наличных, при слабой технической оснащенности касс в точках продаж.

Ритейлеры не прочь подзаработать

При этом АРБ отмечает, что услуга будет пользоваться популярностью среди держателей пластиковых карт в малых населенных пунктах, не имеющих подразделений кредитных организаций и банкоматов для снятия наличных денег, а также в городах, имеющих относительно малую сеть банковских офисов и банкоматов. Правда, не стоит забывать, что если в таких местах не развиты банковские сети, то там тем более не развиты POS-терминалы в магазинах.

Впрочем, ритейлеры идею приветствуют. "Мы бесспорно готовы оказывать нашим покупателям как можно больше дополнительных услуг и сервисов - лишь бы была соответствующая законодательная поддержка", - говорит RB.ru представитель X5 Retail Group Максим Трапезников. Когда идея будет проработана, ритейлер готов изучат условия. "И если это будет выгодно нам и необременительно для покупателей - обязательно воспользуемся предложенной возможностью", - заключил собеседник RB.ru.

Однако необременительной для покупателя услуга вряд ли будет. Ритейлеры смогут заработать только за счет покупателя, взимая с него комиссию за снятие наличных, считает Александр Осин. По его мнению, покупатели будут обналичивать деньги в супермаркетах только в случае крайней необходимости.

Надо заметить, что работать с безналичными деньгами для ритейлеров в России сейчас недешево. "Сотрудничество с банками сейчас действительно довольно дорого. В гипермаркетах "Ашан" нет возможности расплачиваться банковской картой, потому что процент, запрашиваемый банками, слишком высок - 1,5% за транзакцию. Если мы введем услугу оплаты "пластиком", это сразу скажется на стоимости товаров, - говорит RB.ru руководитель по внешним коммуникациям "Ашан Россия" Мария Курносова. - Понятно, почему банки пошли на такую инициативу: это значительно сократит расходы на обслуживание банкоматов. Но какая выгода будет у гипермаркетов? Возможно, если банки будут готовы предложить выгодные нам условия, то мы рассмотрим возможность введения подобной услуги у себя".
 

RB.ru