В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Все похожие новости (6)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Как судиться с банком?

Как судиться с банком?

Как показывает практика, незаконную банковскую комиссию вернуть несложно, да еще и с процентами за незаконное пользование денежными средствами. Своим опытом делится Татьяна Мацедонская, главбух из Санкт-Петербурга.

Добровольно банки комиссию не возвращают

В мае 2009 года Татьяна взяла в Сбербанке автокредит. В договоре с банком был предусмотрен единовременный платеж за обслуживание ссудного счета – 7000 рублей. Татьяна согласилась на такое условие, подписала договор и внесла платеж.

Однако осенью 2009 года Президиум ВАС РФ вынес постановление от 17.11.09 № 8274/09, в котором признал отдельную плату за обслуживание ссудного счета незаконной. Узнав об этом, Татьяна решила вернуть себе безосновательно полученные банком деньги. Она решила, что в банк за возвратом платы обращаться не стоит: ведь, чтобы принять такое решение, отделение запросит центральный офис и процесс будет долгим, а кроме того, высока вероятность отказа. Это, впрочем, подтвердилось позже.

Чтобы не терять времени, Татьяна сразу подала иск в мировой суд. В этом ей помогал ее супруг Дмитрий Мацедонский, юрист компании «АвтоПравоЗащита». Причем Татьяна и Дмитрий решили отсудить у банка не только саму плату, но и проценты за незаконное пользование денежными средствами.

Суды дважды поддержали заемщика

Несмотря на позицию Президиума ВАС РФ, Сбербанк сразу не согласился вернуть комиссию. Мировой суд рассмотрел дело 31 марта 2010 года. На заседании представители банка отметили, что клиент подписал договор и не требовал изменить его условия, хотя такая возможность была. «Банк утверждал, что раз я подписала договор, значит, согласна на все комиссии», – пояснила Татьяна.

В суде представители Татьяны Мацедонской упирали на то, что открывать и вести ссудный счет требует Банк России. Следовательно, обязанность у банка возникает не перед клиентом, а перед ЦБ РФ. Суд согласился, что открытие и ведение ссудного счета не являются самостоятельной услугой. А значит, то, что плата за эти действия возложена на заемщика, ущемляет его права как потребителя.

Представители Сбербанка пытались возразить: за 7000 рублей банк еще и предоставлял заемщику выписки по счету. Но мировой суд посчитал это недостаточным основанием для взимания платежа и принял решение в пользу Татьяны, постановив вернуть ей как 7000 рублей, так и проценты по ставке рефинансирования – 520 рублей (ст. 395 ГК РФ).

После этого банк подал апелляционную жалобу в районный суд Санкт-Петербурга. Однако новых аргументов у банкиров не нашлось, поэтому суд оставил в силе решение, вынесенное мировым судьей. Кстати, получить деньги по решению суда оказалось просто: Татьяна подала исполнительный лист в отделение банка и через три дня они пришли ей на счет.

Как судиться с банком

Дмитрий Мацедонский рассказал «УНП», как успешно оспорить незаконную банковскую комиссию.

1. Есть все шансы выиграть, если еще не прошел год после заключения договора, то есть не истек срок исковой давности по требованию о признании сделки недействительной (ч. 2 ст. 181 ГК РФ). Но можно попытаться доказать, что сделка ничтожна и срок давности – три года (ч. 1 ст. 181 ГК РФ).

2. К исковому заявлению необходимо приобщить копию договора с банком и квитанцию на перечисление спорной платы.

3. Параллельно с подачей иска в суд стоит обратиться в Роспотребнадзор и попросить проверить, не нарушает ли кредитный договор ваши права как потребителя. Роспотребнадзор скорее всего оштрафует банк, и тогда будет проще убедить суд в том, что банк допустил нарушение.

4. Иск в защиту прав потребителей не облагается госпошлиной, так что даже в случае проигрыша потерь не будет.
 

Учет. Налоги. Право