В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 16

Похожие новости

Все похожие новости (6)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Год дна

Год дна

Спустя год после начала кризиса появились первые признаки, что мир если и не преодолел его, то хотя бы пережил острую фазу. Страны и корпорации говорят о переходе к росту. Азиатские рынки вернулись на докризисные показатели. Но эксперты предупреждают, что у кризиса будут еще волны, а инвесторы вновь ведут рискованные игры.

Сегодня исполнился ровно год мировому финансовому кризису. Точкой отсчета принято считать 15 сентября 2008 года, когда инвестиционный банк Lehman Brothers объявил себя банкротом.

На самом деле кризисные явления в экономике созревали около двух лет – с 2006 года, когда в США начали фиксировать рост просрочки по ипотечным кредитам. Весь 2007 год ипотечный кризис в этой стране уже граничил с финансовым. Финансовые корпорации объявляли о многомиллиардных списаниях ставших вдруг «токсичными» активов. Уже по итогам IV квартала 2007 года потери, связанные с инвестициями в высокорисковую ипотеку subprime, банка Merrill Lynch достигли $14,1 млрд, а Citigroup – $17,4 млрд.

Но именно банкротство Lehman Brothers отмело последние сомнения инвесторов относительно мирового масштаба происходящих явлений. После банкротства Lehman Brothers катастрофические события в мировой экономике, и в том числе в российской, стали приобретать лавинообразный характер.

На следующий день после этого события индекс Dow Jones сократился сразу на 504,48 пункта (4,42%), NASDAQ – на 81,36 пункта (3,60%). S&P 500 упал на 59,00 пункта (4,71%). Падение индексов стало самым масштабным с 11 сентября 2001 года. Акции Lehman Brothers рухнули на 90 %. В России индекс ММВБ за день обвалился более чем на шесть процентов, РТС – более чем на четыре.

Падение продолжалось и дальше. К концу 2008 года фондовый рынок США потерял 38%, Японии – 28%, Бразилии – 43%, Индии – 53%, Китая – на 65%. Российский рынок показал наибольшее падение – 76%. В январе индекс ММВБ находился на уровне 550 пунктов, а максимальное падение пришлось на 24 октября 2008 года – 513,62 пункта.

Банкротства банков в США уже исчислялись десятками. Отдельные государства, в основном небольшие и в наибольшей степени зависящие от ситуации в глобальных финансах, такие как Исландия и страны Восточной Европы, оказались на грани национального банкротства. Экономики большинства стран мира впали в рецессию. Исключение составляли только Китай и Индия.

Государства были вынуждены спасать ситауцию и начали накачивать экономику деньгами. Уже к середине ноября, по подсчетам экспертов, финансовые затраты стран мира на преодоление кризиса составили $9,4 трлн, что эквивалентно 15% мирового ВВП.

Но в первом квартале, несмотря на все усилия властей, экономики продолжали падать. В США ВВП в годовом исчислении сократился на 1,6%. Совокупный ВВП 16 европейских стран за первый квпртал снизился на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самая крупная экономика Европы Германия, занимающая третье место в мире по объему ВВП, упала на 3,8% – худший показатель за 40 лет. Российский ВВП по итогам первого квартала сократился в годовом исчислении на 7%, промпроизводство обвалилось на 14,3%, численность безработных увеличилась на 33,9% (до 7,1 млн человек, или 9,5% экономически активного населения). Объем инвестиций в Россию в I квартале 2009 года уменьшился на треть к аналогичному периоду прошлого года. Такого обвала российская экономика не переживала с 90-х.

Курс рубля к бивалютной корзине (0,55 доллара и 0,45 евро) снизился с максимального значения в августе прошлого года (29,3 рубля) до минимального значения в феврале (41 рубль) почти на 40%. Отток капитала из России по итогам 2008 года составил $130 миллиардов.

Но летом появились первые признаки оживления

Промышленное производство в июне выросло на 4,5% к маю. Еще через месяц Минэкономразвития объявил, что рецессия в российской экономике завершена. «Главным результатом июля стал рост ВВП, очищенный от сезонной и календарной составляющих, на 0,5% к июню», – с оптимизмом констатировал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. «Пошел рост», – поддерживал первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Похожие явления наблюдались и в других странах, на мировых площадках начал царить оптимизм.

Спустя год после начала кризиса, мир продемонстрировал готовность выйти из него.


«Мы можем быть уверены, что бури последних лет начинают ослабевать», – заявил во вторник президент США Барак Обама.

Накануне власти Евросоюза объявили, что экономика еврозоны постепенно выходит из рецессии. Рост ВВП 16 стран зоны евро, по прогнозам Еврокомиссии, в третьем квартале составит 0,2%.

Третий квартал 2009 года станет полноценным началом выхода России из кризиса, не уступил им в оптимизме вице-премьер министр финансов РФ Алексей Кудрин.

«Принятые меры позволили России среди первых начать выходить из кризиса. Мы ожидали, что это будет несколько позже других стран, но наши меры позволили уже в июне иметь рост ВВП к маю 0,4%, а в июле к июню – 0,5%», – сказал Кудрин.

Фондовые индексы Азии годовщину кризиса отметили по-своему. Во вторник сводный индекс региона MSCI Asia Pacific почти не изменился по сравнению с 15 сентября 2008 года, сообщил Bloomberg.

Но говорить о полноценном выходе из кризиса и развороте экономике рано, предупреждают эксперты.

«Разворот экономики и ралли на бирже не долгосрочное, – говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. – В этом кризисе будет еще не одна волна». Ближайшая, по мнению Орловой, произойдет в сроки от нескольких месяцев до года, и будет связана с проблемами в реальном секторе, сокращением расходов домохозяйств.

«Осенью возможно новая волна, связанная с падением внутреннего спроса. Будут массовые сокращения на предприятиях»,

– соглашается президент Института энергетической политики Владимир Милов. «Я не исключаю вторую волну кризиса», – разделяет это мнение и главный экономист НБ «ТРАСТ» Евгений Надоршин. По его мнению, она будет связана скорее с финансовым сектором. «У банков ситуация будет очень сложной, они не будут активно кредитовать не финансовый сектор, – обрисовывает развитие событий эксперт. – В итоге количество банков будет сокращаться».

К тому же настроения выхода из кризиса спровоцировали новые опасения: участники крупных бизнес-процессов, вдохновившись относительной стабилизацией, вновь начинают делать рискованные инвестиции. «Вложения крупнейших американских банков на финансовых рынках по сравнению с докризисным периодом увеличились в несколько раз, – говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. –

Кредитные организации компенсируют свои убытки, полученные в результате ипотечного кризиса». Эта ситуация грозит появлением новых рыночных пузырей.

Впрочем, эксперты надеются, что финансовые власти извлекли уроки из кризиса. «Центральные банки разных стран, слишком увлеченные игрой с деревативными инструментами, поняли что, к финансовым продуктам нужен более осторожный подход», – говорит Наталья Орлова. «Сбалансированный подход мировых монетарных властей к величине процентных ставок, поможет избежать надувания новых «мыльных пузырей» на финансовых рынках», – полагает аналитик УК «Альфа-Капитал» Маким Симагин.

«Кризис научил осторожности,– говорит Надоршин. – Прогнозы стали делать также аккуратней. Кризис наглядно показал, что даже значительные резервы не гарантируют нам стабильности». А, по мнению Осина, фундаментальный урок кризиса – необходимость структурного изменения мирового ВВП в пользу частных и государственных инвестиций при сокращении в этом показателе доли внутреннего потребления. Такое изменение приведет к замедлению темпов роста мировой экономики, зато долгосрочные вложения в реальный сектор увеличатся, возрастет экономическая роль развивающихся рынков и повысится эффективность мировой экономики. «Необходима структурная реформа, направленная на увеличение производительности труда, – добавляет Милов. – Нужно менять ментальность».

Гезета.ru