В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Все похожие новости (4)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Банкоматы покажут комиссию

Банкоматы покажут комиссию

В правительстве рассматривают проект поправок в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ним банкиров обяжут информировать своих клиентов о взимаемой комиссии за снятие денежных средств. По замыслу разработчиков проекта, на экранах банкоматов должен будет указываться размер комиссии перед совершением операции и после еще раз уже в чеке.

До недавнего времени банки не спешили доводить до сведения рядовых потребителей информацию о комиссиях за обналичивание денежных средств. Даже раньше, в докризисный период, узнать о платности подобных услуг и о самой их стоимости мы могли, как правило, только после того, как операция была совершена, а деньги благополучно списаны со счета. Что уж говорить о сегодняшних непростых экономических условиях, когда банки, подняв стоимость комиссии в два-три раза, не считают нужным информировать об этом клиентов. Преодолеть подобные негативные тенденции призван проект поправок в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности». По мысли российских парламентариев, проинформировать владельца кредитной карты о наличии и о размере комиссии банки будут обязаны дважды: до совершения операции (предупреждающей надписью на экране банкомата) и после получения денег (соответствующей строкой в чеке). Станем ли мы от этого более защищенными?

Сколько стоят доступные услуги?

В конце января группа депутатов от «Единой России» и ЛДПР при поддержке членов Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Губкина, Дениса Волчека, Юрия Зеленского предложила внести изменения в законодательство о банках и банковской деятельности. Но первой о необходимости информировать пользователей «пластика» о размере комиссии задумалась Федеральная антимонопольная служба. В апреле 2009 года она провела опрос столичных кредитных организаций, чтобы выяснить, во сколько обходится обслуживание в банкоматах владельцам карт других эмитентов.

По данным исследования, у отдельных банков минимальный размер комиссии может достигать 300 руб. для рублевого счета и 10 долл. или 10 евро – для валютного. В результате ФАС предложила ввести обязательное информирование владельцев «пластика» о самой возможности взимания с них комиссий за снятие средств в «чужих» банкоматах. Идею антимонопольщиков поддержал ЦБ РФ.

Отраслевые эксперты объясняют необходимость принятия подобного законопроекта еще и тем, что в последнее время благодаря зарплатным проектам банков и компаний пластиковые карты в нашей стране стали одним из самых популярных сегментов банковской розницы.
По данным ЦБ, на 1 июля 2009 года общее число банковских карт в России превысило 123 млн штук при численности населения в 141,9 млн человек. То есть практически у каждого россиянина есть хотя бы одна пластиковая карточка. Но при этом наши соотечественники хоть и имеют при себе карты, в основном используют их для снятия наличных в банкомате.

И если получение наличных в «собственных» банкоматах, как правило, бесплатно, то за такую же операцию в других банках могут «попросить» от 1 до 3% от запрашиваемой суммы плюс 3−5 долл. (евро). Более того, в тарифах на обслуживание карты очень часто встречается пометка, что при получении наличных в банкоматах иностранных банков (за пределами РФ) взимается дополнительная комиссия в размере от
0,5 до 2% от запрашиваемой суммы. Таким образом, снятые 100 долл. на самом деле могут обойтись во все 118, и реальная комиссия за снятие денег составляет почти 20%.

При этом на вопрос, поможет ли законодательная инициатива снизить стоимость банковской услуги, эксперты не дают положительных ответов. По их наблюдениям, россияне, когда у них есть время, снимают деньги в «своих» банкоматах. Воспользоваться «чужими» их вынуждают такие обстоятельства, когда деньги нужны срочно, позарез. А в таких условиях хоть ты извещай о комиссии, хоть не извещай, люди все равно снимут наличность. И если нет стимулов для снижения размеров комиссий, они останутся на прежнем уровне. «Никакой ценности для клиента я в этом не вижу, – комментирует инициативу парламентариев заместитель главного операционного директора Альфа-Банка Евгений Савенко. – Комиссия будет одной и той же, какого бы банка банкомат человек ни нашел. А на тарифы своего банка нужно смотреть внимательно в самом начале, когда заключаешь договор на обслуживание. Так же как на ингредиенты колбасы надо смотреть в магазине, а не в тот момент, когда есть желание отправить бутерброд в рот».

Конец доходного бизнеса

Почему же банки не слишком заинтересованы в том, чтобы рассказывать гражданам, во сколько им обойдется снять деньги в сторонних банкоматах? Дело в том, что доход банков от выпуска пластиковых карт состоит из трех частей. Первая – это плата за годовое обслуживание (по классическим картам оно может достигать 500−750 руб., по «золотым» – 1500−3000 руб.). Вторая – операции обмена данными при безналичном расчете (от 0,8 до 1,3% в зависимости от типа карты). И третья – как раз комиссия за обналичку «чужих» карт. И если брать наиболее распространенные в России дебетовые карты, то по ним в докризисный период доля именно комиссионного дохода среди всех трех операций составляла порядка 90%.

Что же касается новой законодательной инициативы, то, по мнению экспертов, она вызовет как позитивные, так и негативные изменения в данном рыночном сегменте. С одной стороны, необходимость указывать точную сумму комиссионных вознаграждений поможет сделать взаимоотношения банка и клиента более прозрачными, а значит, есть надежда, что в ближайшее время изменятся основные принципы предоставления данных услуг и нас ждет новая кредитная политика в области обслуживания пластиковых карт, политика, основанная на стратегии доверия. В то же время, нововведения неизбежно приведут к тому, что банки будут вынуждены полностью обновить существующее сегодня программное обеспечение, а все связанные с этим расходы неизбежно лягут на плечи рядовых потребителей. «Безусловно, с точки зрения клиента выводить данную информацию на экран банкомата и в чек – это правильно. И банки заинтересованы в лояльности своих клиентов, – отмечает начальник управления каналов электронных продаж Абсолют Банка Мария Коханюк. – Но для того, чтобы банкомат одного банка мог информировать клиента о размере комиссий по карте другого банка, необходимо изменение механизмов взаимодействия между участниками рынка и платежными системами».

Помимо доработок программного обеспечения, по-новому предстоит выстроить цепочку взаимоотношений банка-эмитента, владельца банкомата и владельца карты, для того чтобы можно было оперативно отслеживать начисленные на счет клиента денежные средства. А это в свою очередь повлечет новые поправки в законодательство и новые расходы. Начальник управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Юрий Татаринов констатирует: «основные комиссии за проведение операций по счету карты устанавливает банк – эмитент карты. Таким образом, основные изменения коснутся обеспечения возможности банка, обслуживающего «чужую» карту, информировать о величине данных комиссий клиента – держателя карты. Зачастую даже банк-эмитент не может в момент проведения авторизации сообщить клиенту или банку-эквайеру размер комиссии – например, в случае, когда размер комиссии зависит от того, собственные или заемные денежные средства использует клиент для проведения данной операции. Это не может быть корректно определено в момент проведения авторизации – только во время проведения операции по счету».

Итог всего вышесказанного неутешителен: чем сложнее и дороже будут доработки программного обеспечения в соответствии с требованиями законодательства, тем более существенные изменения банки будут вынуждены вносить в тарифы. В 2009 году доля операций с использованием карт сторонних банков существенно сократилась: клиенты все больше предпочитают пользоваться услугами сетей банков – эмитентов выданных им карт, так как эти операции обходятся им дешевле, а в большинстве случаев вообще без взимания дополнительных комиссий. А рост тарифов еще больше снизит популярность данной банковской услуги.

РБК.Кредит