В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 15

Похожие новости

Все похожие новости (8)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Банкиры отмечают рост количества богатых клиентов

Банкиры отмечают рост количества богатых клиентов

С осени прошлого года заметно возросло число россиян, пользующихся услугами Private Banking. Как и год назад, состоятельные клиенты предпочитают использовать консервативные инструменты для инвестирования своих средств.

Богачей стало больше?

Создается впечатление, что кризис никак не затронул состоятельных граждан — фактически во всех кредитных организациях, опрошенных порталом Банки.ру, сообщили, что число клиентов, пользующихся услугами Private Banking, за последний год возросло. «Клиентская база Private Banking Промсвязьбанка существенно прибавила — плюс 65%, — рассказывает заместитель директора департамента частного капитала банка Светлана Артемьева. — Но было бы неправильно ориентироваться только на количественный показатель клиентской базы. Одна из наших основных задач — активное наращивание портфеля под управлением. С прошлого сентября мы смогли увеличить этот показатель на 40% и преодолеть отметку в 40 миллиардов рублей».

«В части общей клиентской базы Банка «Развитие-Столица», которая за последний год выросла более чем на треть, увеличение доли счетов VIP-клиентов составило порядка 10%, однако активность в плане использования услуг Private Banking стала гораздо выше, — сообщил советник председателя правления банка Александр Сухачев. — Прирост объема операций превысил 50% за последний год».

В «Уралсиб | Банк 121» также отмечают положительную динамику в данном направлении банковского бизнеса. По словам исполнительного директора, руководителя департамента клиентского обслуживания Ольги Дегтяревой, прирост количества новых клиентов по сравнению с сентябрем прошлого года достиг 5—10%, объем денежных средств в управлении вырос на 25%. В «Петрокоммерце» последний показатель увеличился за год на 20%.

Рост числа состоятельных клиентов и объема средств под управлением отметили также в ЮниКредит Банке, Альфа-Банке, Юниаструм Банке, Банке Сосьете Женераль Восток и других.

Светлана Артемьева из Промсвязьбанка указывает, что, по многочисленным оценкам, рост рынка российского Private Banking в 2009 году составлял 22—25 млрд долларов, что в 2—2,5 раза превосходит объем средств под управлением в 2006 году. По мнению начальника управления частного банковского обслуживания ЮниКредит Банка Екатерины Козицкой, это вызвано тем, что в условиях нестабильности клиенты предпочитают использовать наиболее консервативные возможности размещения свободных средств. Соответственно, они выбирают инструменты, которые предлагают подразделения Private Banking крупных финансовых организаций, отказываясь от других, более рискованных вариантов, таких как фондовый рынок, недвижимость и т. д.

Банкиры полагают, что данному сегменту банковского бизнеса в России еще есть куда расти. «Направление Private Banking в российской банковской системе находится на начальной стадии развития, поэтому можно сказать, что развиваться оно будет, и с положительной динамикой, как по продуктам, так и по объемам их предоставления, — уверены в Банке «Развитие-Столица». — Специфика же Private Banking в любом случае предусматривает его клиентоориентированное развитие, которое обусловлено текущими и будущими потребностями крупных клиентов».

По мнению инвестиционного менеджера управления Private Banking HSBC Михаила Борисова, в среднесрочной перспективе в России активно будет расти сегмент просто богатых людей — со средним объемом ликвидных активов до 5 млн долларов. «Это как раз люди, сделавшие себя сами, находящиеся в расцвете сил и карьеры, — объясняет он. — Именно поэтому так важно будет расширение для них возможностей, сервиса, продуктовых предложений и глобальных решений».

Услугами Private Banking в ЮниКредит Банке может воспользоваться тот, кто разместил на счетах минимум 200 тыс. евро или эквивалентную сумму в других валютах. Клиенты «А-Клуба» Альфа-Банка в Москве поддерживают баланс по сберегательным и расчетным счетам в среднем от 250 тыс. долларов (в других городах — от 100 тыс.), в «Петрокоммерце» — от 100 тыс. Для того чтобы попасть в категорию VIP в НБ «Траст», сумма размещения должна быть от 1,5 млн рублей. Частное банковское обслуживание в Промсвязьбанке предлагается клиентам с совокупным объемом размещения от 20 млн рублей. В «Уралсиб | Банк 121» — 1 млн долларов ликвидных активов. В Банке Сосьете Женераль Восток вы можете получить доступ к продуктам и услугам для состоятельных клиентов при сумме инвестиций от 100 тыс. евро. В Банке «Развитие-Столица» при сумме, превышающей 10 млн рублей, человек пользуется всеми услугами Private Banking, но по отдельным продуктам индивидуальный подход к клиенту возможен при сумме более 3 млн рублей.

В «ЮниКредите» отмечают, что за последний год структура состоятельных клиентов не изменилась и в ней по-прежнему преобладают владельцы бизнеса и топ-менеджеры крупных компаний. В банке «Петрокоммерц» основа клиентской базы Private Banking такая же, однако в кредитной организации рады и доверию, которые оказывают ей звезды спорта и шоу-бизнеса. Схожая клиентская структура — в НБ «Траст» и Промсвязьбанке.

«Среди наших клиентов Private Banking большинство — собственники бизнеса и топ-менеджеры крупных компаний, преимущественно индустриальных, — делится руководитель департамента по работе с состоятельными клиентами Банка Сосьете Женераль Восток Наталья Котлова. — Однако небольшую долю составляют даже такие категории, как пенсионеры и домохозяйки. Есть среди клиентов и известные деятели культуры, спортсмены, чьи имена по понятным причинам не разглашаются».

Консервативно и низкодоходно

Банкиры замечают, что, как и год назад, сегодня состоятельные клиенты предпочитают использовать консервативные инструменты для инвестирования своих средств — в первую очередь депозиты. «Не могу сказать, что предпочтения VIP’ов сейчас сильно отличаются от того, что было год назад, — говорит начальник управления по работе с VIP-клиентами Альфа-Банка Елена Лисицына. — Во-первых, нет достаточной уверенности в том, что кризис остался далеко позади. Во-вторых, в своем большинстве VIP-клиенты — скорее, консервативные инвесторы».

Директор департамента Private Banking Юниаструм Банка Елена Терешенкова подчеркивает, что за прошедший год вектор «здорового консерватизма» не изменился — сегмент состоятельных клиентов всегда отличался именно этой особенностью.

По словам заместителя директора департамента по работе с VIP-клиентами банка «Петрокоммерц» Ильи Федукина, готовность данной категории клиентов принимать больший риск проявилась в основном в частичном переводе средств из валютных вкладов в рублевые и осторожном инвестировании в долговые инструменты. Он объясняет, что интерес к акциям не был значительным и сохранялся только до окончания активной фазы роста фондового рынка, примерно до апреля этого года. В то же время клиенты стали более спокойно относиться к происходящим на финансовом рынке колебаниям. По мнению Федукина, в связи с этим можно прогнозировать рост интереса клиентов к фондовым инструментам по мере окончания срока вкладов, открытых в период высоких ставок.

Одновременно банкиры обращают внимание, что за прошедший год доходность наиболее популярных инструментов Private Banking понижалась. «За указанный период наблюдалось снижение доходности как по банковским вкладам, так и по долговым инструментам, — говорит Федукин. — Динамика роста цен на акции и облигации при этом значительно отставала от прошлогодней». Между тем неплохой доход за последний год могли получить те, кто вкладывался в драгоценные металлы. По словам Федукина, цены на серебро в рублевой оценке выросли на 20%, на палладий — на 70%. Кроме того, с конца прошлого года стал ощущаться спрос на недвижимость, что уже в этом году проявилось в повышении цен на нее.

Однако в кредитных организациях указывают на то, что сознательно удерживали своих клиентов от рискованной игры. «Год назад не только клиенты предпочитали консервативные инструменты инвестирования, но и мы сами их настоятельно рекомендовали, — подчеркивает Ольга Дегтярева из «Уралсиб | Банк 121». — Весь 2009 год прошел под девизом: «Сохранить то, что имеешь, и по возможности немного приумножить».

Аппетит к риску

По прогнозам банкиров, в среднесрочной перспективе состоятельные клиенты станут претендовать на более высокие доходы. Светлана Артемьева из Промсвязьбанка отмечает, что уже существенно возрос интерес к более рискованным инвестициям. «Начинается новый бизнес-сезон, который должен оживить инвестиции в фондовый рынок, — говорит она. — Уже сегодня мы видим прирост инвестиций в части брокерского обслуживания, доверительного управления, в различные фонды, драгоценные металлы».

Ольга Дегтярева указывает, что на сегодняшний день ситуация изменилась: и банк, и клиенты готовы играть чуть более агрессивно. Однако она отмечает, что изначально активы клиента «раскладываются» в «Уралсиб | Банк 121» по трем «корзинам»: текущие, резервные и инвестиционные (избыточные). Инвестируется как раз последняя часть. «В итоге клиент может быть уверен: что бы ни случилось, его капитал под защитой, его семья не останется без средств к существованию, его наследники получат достойное образование и так далее», — поясняет она, добавляя, что сегодня интерес состоятельных клиентов к депозитам снижается из-за низких ставок. В то же время растет интерес к «золотым» инвестициям, облигациям и соответствующим им консервативным стратегиям.

Banki.ru