В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Все похожие новости (4)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Банки защитят от нечестных заемщиков

Банки защитят от нечестных заемщиков

Бюро кредитных историй (БКИ) разработало новый сервис, который позволит банкам распознать нечестных заемщиков сразу же на стадии подачи заявки на кредит. Эта система будет анализировать межбанковские базы заявок потенциальных клиентов и выявлять мошенников.

Как рассказал "Ъ" гендиректор БКИ "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин, бюро разработало новую систему для выявления мошеннических операций при получении кредитов — FPS. Эта система основана на анализе данных из кредитных заявок и в полном объеме использует содержащуюся в них информацию. По словам господина Лагуткина, это позволяет выявлять подозрительных заемщиков даже в тех случаях, когда кредитной истории как таковой у них нет.

Получая заявку от банка, система проверяет количество заявок с аналогичными данными по межбанковской базе заявок, причем не только по фамилии, имени, отчеству, но и по номеру мобильного и рабочего телефона, адресу и месту работы. Если определенный ряд параметров совпадает, а остальные расходятся, система присваивает такой заявке статус — "подозрительно". "Такой подход позволяет выявить организованные мошеннические схемы, когда кредиты получают подставные лица: в таких заявках, как правило, фигурируют одни и те же телефоны и адреса, а заемщики разные,— поясняет Олег Лагуткин.— Кроме того, система дает возможность исключить потенциальных заемщиков, которые пытаются получить кредит любой ценой, подают заявки в большое число банков, при этом каждый раз предоставляя разную информацию". Получив от системы данные о том, что заявка подозрительна, банк может перевести данную заявку из автоматического в ручное рассмотрение и провести более тщательную проверку, после которой принять решение.

До сих пор БКИ работали только с кредитными историями, то есть с данными о заемщиках, которые уже когда-либо брали кредит, отмечают участники рынка. "Сейчас для борьбы с мошенничеством мы предоставляем банкам возможность получения данных из Федеральной миграционной службы и ГИБДД,— говорит гендиректор одного из крупнейших бюро НБКИ Александр Викулин.— Кроме того, сейчас мы также разрабатываем скоринговую систему для выявления мошенничества, основанную на анализе баз данных заявок".

Новые системы могут заинтересовать прежде всего крупные розничные банки, особенно те, которые специализируются на экспресс-кредитовании и кредитных картах, указывают эксперты. По словам господина Лагуткина, ряд крупных игроков уже заявили о желании сотрудничать и проводят юридическое рассмотрение документов. Внедрение системы позволяет сократить потери от мошенничества примерно вдвое, оценивают эксперты, добавляя, что сегодня доля мошеннических заявок в банках составляет в среднем 3%, в зависимости от кредитного продукта и сегмента заемщиков, с которыми работает банк, а в сегменте экспресс-кредитования — до 10%.

На фоне роста кредитования наблюдается увеличение числа мошеннических схем, считают банкиры. "Банкам нужно наращивать розничные портфели, и они ослабляют условия и стараются привлекать новых заемщиков,— говорит директор дирекции оценки и методологии рисков ОТП-банка Сергей Капустин.— В то же время на фоне ослабления требований к заемщикам отмечается оживление мошеннических схем и активизация черных брокеров". Межбанковская система анализа заявок поможет банкам перейти на принципиально новый уровень противодействия мошенничеству, добавляет начальник управления противодействия мошенничеству ХКФ-банка Владислав Гужелев. Однако, по словам господина Капустина, система будет по-настоящему эффективной только в том случае, если к ней подключится большое число банков.

Газета «Коммерсантъ»