В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 16

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Распознаём анкеты программ лояльности и рукописные документы

Дорогой отпуск

Дорогой отпуск

«Поехал в отпуск, а когда вернулся, оказалось, что все деньги с «пластика» исчезли. Банк же отказывается возмещать украденные со счета средства» — такие истории не редкость. Что же делать в этой ситуации и есть ли шанс вернуть похищенное?

В июле-августе прошлого года Дмитрий из Санкт-Петербурга ездил вместе с отцом в отпуск на Украину – в Кировоград. За время его отсутствия с его карточного счета в Балтийском банке исчезли все деньги – ни много ни мало 91 тысяча рублей.

"Моя зарплатная карта во время отпуска была постоянно при мне – ни сам "пластик", ни ПИН-код я никому не передавал. В поездке я всего лишь один раз снимал деньги в банкомате Райффайзенбанка Аваль в Кировограде, – рассказывает Дмитрий. – Но оказалось, что кто-то в тот момент, когда я еще находился на Украине, в течение нескольких дней снимал деньги с моего счета в банкоматах сторонних банков в Санкт-Петербурге: всего было украдено 91 тысяча рублей".

Об этом он узнал в день приезда в Питер: "Попытался снять деньги в банкомате на Витебском вокзале и обнаружил, что на счете их нет". Сразу после этого Дмитрий подал заявление о рассмотрении данного инцидента в отделение Санкт-Петербургского филиала Балтийского банка и приостановил все операции по карте.

"Копию заявления с входящим регистрационным номером мне в отделении не выдали. В августе 2008 года в офис компании, в которой я работаю, приезжали сотрудники службы собственной безопасности банка, спрашивали меня относительно денег, которые были списаны. При этом сами они на словах признали, что мошенники снимали деньги не с моей карты, а с копии – видимо, им удалось раздобыть не только номер карты, но и данные с магнитной полосы", – говорит Дмитрий. Заявление в местное отделение милиции он написал, но никаких результатов это не принесло: "По-моему, никто этим делом не занимался и не собирается заниматься".

На заявление потерпевшего о возмещении средств, отданных на хранение в банк, был получен отказ с формулировкой: "При анализе авторизационного лога произведенной по карте операции установлено, что данные операции на сумму 91 тысяча рублей были совершены с помощью платежного терминала с полным чтением информации с магнитной полосы банковской карты. На сегодняшний день преарбитражные процедуры по оспариваемым вами сделкам завершены, и возмещение суммы по данным операциям не предоставляется возможным".

"Хуже всего, что похищенные с карты деньги были накоплены в течение лета для погашения ежемесячных платежей ипотечного кредита. Мне пришлось занимать средства у знакомых, чтобы внести очередной платеж. Теперь я сразу снимаю все средства с карты – "пластику" не доверяю, хватит", – резюмирует Дмитрий.

Опрошенные D' эксперты заявили: Балтийский банк попытался оспорить операции по снятию наличных по карте Дмитрия и переложить расходы по возмещению убытков на банки-эквайеры (через их банкоматы снимали средства), но сделать это не получилось, так как ПИН-код был введен мошенниками правильно, и теперь потерпевшему вряд ли удастся оспорить решение банка даже через суд. "Вероятность выиграть подобное дело по иску к банку представляется весьма незначительной, поскольку вне зависимости от места нахождения владельца карточки в момент, когда с нее были сняты деньги, для того чтобы обязать банк вернуть их, необходимо доказать, что именно он виноват в произошедшем, – говорит начальник отдела общего юридического консалтинга АКГ "Интерком-аудит" Ирина Мельникова. – Ответственность за сохранность карточки и необходимых для ее использования данных несет владелец, в некоторых случаях, если будет доказан факт разглашения персональных сведений, – сотрудники банка, но в настоящий момент нет подтверждения их вины".

План действий

И все же, как показал опрос юристов, шансы на выигрыш у Дмитрия есть, и неплохие. "В соответствии с действующим законодательством (статьей 864 Гражданского кодекса РФ) и судебной практикой денежные средства, находящиеся на счете клиента, не могут быть списаны без соответствующего распоряжения клиента (кроме случаев, предусмотренных положением №2−П "О безналичных расчетах"). В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ банк несет ответственность за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда банк не мог установить факт выдачи распоряжения неуполномоченными лицами. С учетом этого представляется, что у Дмитрия есть возможности оспорить отказ банка в возмещении потерь", – считает руководитель группы по разрешению споров компания Goltsblat BLP Рустам Курмаев.

Шаг первый: необходимо еще раз обратиться в милицию и выяснить результаты рассмотрения поданного заявления. "Если данным делом никто не занимался, как предполагает Дмитрий, нужно написать жалобу на имя руководителя отделения милиции и в местную прокуратуру. Как правило, в банкоматах устанавливаются видеокамеры, и при желании сотрудникам милиции не представляет сложности установить тот факт, что денежные средства снимались не владельцем карты, а иными лицами", – считает ведущий специалист группы компаний "Лигал бридж" Сергей Андреев. А эти данные понадобятся: суд вправе направить запрос и в правоохранительные органы о материалах, собранных в ходе проверки поданного клиентом банка заявления. Пострадавшему следует подать в суд ходатайство об истребовании данных материалов.

Шаг второй: сбор доказательств. В суде придется доказывать тот факт, что денежные средства с карточного счета клиентом банка не снимались, а были списаны без его ведома. "Для подтверждения этого следует использовать все возможные доказательства. Ими могут быть и свидетельские показания, подтверждающие отсутствие клиента банка в Санкт-Петербурге, и отметки пограничных служб о выезде в другое государство", – говорит Сергей Андреев. Это важный, но не решающий аргумент. Дополнительно необходимо истребовать через суд детальные сведения о проведенных операциях в банках, владеющих банкоматами, через которые снимались деньги.

"В идеале необходимо назначить экспертизу по делу или допросить в качестве свидетеля специалиста, который мог бы объяснить с технической точки зрения возможность списания денег", – считает Рустам Курмаев. Хороший шанс доказать вину банка появится, если временная разница между снятием денег в Кировограде и Санкт-Петербурге была минимальна и невозможно предположить, что одно лицо могло использовать одну и ту же карточку в разных городах почти одновременно.

Шаг третий: обращение в суд с иском к банку. При сумме иска до 100 тысяч рублей спор рассматривается мировым судьей, для рассмотрения спора о более крупной сумме необходимо обращаться в районный суд. При этом следует помнить, что споры, вытекающие из закона "О защите прав потребителей", могут рассматриваться как по месту жительства гражданина, так и по месту нахождения организации или ее филиала. Право выбора конкретного суда – за потребителем, но лучше подавать иск в суд по месту жительства. "Как правило, в судах по месту нахождения банка, последний имеет ресурсы повлиять на принятие решения", – уверяют юристы. Судебные издержки ущерба истцу не принесут, так как по спорам, связанным с защитой прав потребителей (при сумме иска до 1 млн. рублей), госпошлина не уплачивается. Если времени или желания ходить по судебным инстанциям нет, стоит доверить дело опытным юристам, причем в случае выигрыша дела оплата услуг адвокатов будет взыскана с кредитной организации.

Д-штрих