Приемы телефонных мошенников
Мобильная связь остается одной из главных мишеней мошенников. Аферисты орудуют так ловко, что абонент может и не подозревать, что делает добровольное пожертвование. Рассмотрим самые распространенные уловки.
1. Не перезванивайте на неизвестные номера.
Вам звонят с неизвестного номера и сбрасывают вызов. Вы перезваниваете - никто не отвечает, однако после этого со счета снимается больше 100 рублей.
Чтобы вернуть деньги обратно на счет, нужно позвонить в контакт-центр и уведомить о происшествии своего сотового оператора. Вернуть деньги в подобных случаях трудно.
2. Не отвечайте на сомнительные SMS.
Вам приходит sms-уведомление с указанием срочно оплатить активацию номера ICQ, иначе завтра он будет аннулирован. Здесь делается расчет на вашу первую спонтанную реакцию.
Бывает, что на телефон приходит sms от неизвестного адресата такого содержания: «Привет, как дела?» Вы отвечаете: «Привет, это кто?» Ответ: «Ты меня не знаешь, но спасибо, что ты ответила. Как тебя зовут?» И так далее. Имейте в виду: с вами общается робот. Активный обмен сообщениями с ним «влетит в копеечку»: sms будут оцениваться по тарифу, в 2-3 раза превышающему стоимость обычного sms.
Нужно также игнорировать sms такого примерно содержания: "Отправь SMS на номер такой-то — получи бонус"; "прими участие в лотерее — отправь SMS стоимостью 10 руб. и выиграй Mercedes".
Для рассылки SMS-спама аферисты обычно используют подключенные к компьютеру специальные GPRS-модемы на несколько SIM-карт, которые по базе данных рассылают до 100 сообщений в секунду. Мошенники могут отправить SMS от имени сотового оператора.
3. Вычисляйте лжезвонки от службы технической поддержки оператора.
Вам могут позвонить якобы из инженерной службы сотового оператора и сообщить примерно следующее: "Мы перенастраиваем сеть. Чтобы оставаться на связи, вам необходимо набрать... Записывайте..." Далее произносится набор букв и цифр. После набора названной комбинации с вашего телефонного счета списываются деньги. Полезно знать, что любой мобильный оператор настраивает сеть незаметно для пользователей.
Мошенники могут представляться сотрудником Центра поддержки клиентов сотового оператора, предлагая принять участие в акции компании и подключить новую эксклюзивную услугу. Все ради того, чтобы вы согласились набрать под диктовку комбинацию символов.
Вводимая комбинация в таких случаях оказывается платной отправкой SMS на короткий номер. Поэтому желательно перезванивать в упомянутую звонящим службу и уточнять, проводится ли указанное мероприятие.
4. Пользуйтесь услугами легальных контент-провайдеров.
Часто на телефон приходит SMS-реклама, предлагающая подписаться на получение какого-либо контента: на игры, мелодии, картинки. Отправив sms, вы можете ничего не получить, хотя деньги с телефона спишутся.
Поддавшись рекламе контента и отправив SMS, вы также рискуете автоматически подписаться на платные рассылки: входящие SMS будут платными.
5. Изучайте условия предоставления услуг контент-провайдеров на их сайтах.
Реальная цена контента или услуги может оказаться существенно больше, чем указано в рекламе.
6. Будьте осторожны с sms-платежами в Интернете.
На сайтах часто предлагают оплатить доступ с помощью sms к скачиванию пиратских программ, результатам психологического тестирования, персональному гороскопу и так далее. Обычно стоимость SMS оказывается в десять раз дороже, чем указывается на сайте.
7. Игнорируйте просьбы об ошибочно начисленных платежах.
Вам может прийти SMS-уведомление о якобы поступившем на счет платеже с помощью услуги «Мобильный перевод». Затем сразу же звонит человек или приходит SMS с просьбой вернуть переводом положенные не на тот номер деньги. В этом случае не нужно пытаться решать чужую проблему самому. Безопаснее отправлять звонящего к оператору связи, у которого есть процедуры корректировки ошибочно зачисленных платежей.
Если вы решите зачислить деньги на чужой счёт, сохраните чеки и карты оплаты. В дальнейшем это поможет милиции выйти на след аферистов.
8. Не участвуйте в незнакомых конкурсах и розыгрышах.
Когда оператор проводит акцию или конкурс, правила этой акции и ее итоги обязательно публикуются на официальном сайте оператора. Оператор никогда не предлагает абоненту, победившему в конкурсе или розыгрыше, перечислить куда–либо деньги.
9. Если вас обманули, составьте письменную жалобу в адрес оператора сотовой связи.
При наличии обоснованного письменного заявления оператор обязан вернуть деньги. В качестве доказательств можно приложить ссылку на рекламу в прессе, в сети, полученный текст SMS и т. д.