В вашем браузере сайт может отображаться некорректно. Пожалуйста, обновите браузер.

Институт финансового планирования
Ваша оценка новости
требуется авторизация
Общая оценка 17

Похожие новости

Памятка от Банка России 09 октября 2009, 12:50
Карточный фокус 26 августа 2009, 08:54
Все похожие новости (7)

Ключевые слова

Все ключевые слова (3931)
Ремонт квартир под ключ без геморроя за любой бюджет

Верю неверю

Верю неверю

За время кризиса американцы стали меньше пользоваться кредитными картами, и не только по причине экономии, но и из-за потери доверия к ним, утверждает маркетинговая компания ComScore. В России главная проблема в другом: желающим воспользоваться карточным кредитом мешает недоверие банков.

Доверие американцев к кредитным картам и банкам, предлагающим этот продукт, за последний год существенно упало, констатируют исследователи ComScore, изучившие поведение пользователей кредитных карт в США во время кризиса. По мнению маркетологов, это вызвано тем, что оказавшиеся в сложной ситуации банки зачастую «на ходу» и без предупреждения меняют условия по карточным кредитным счетам.

Те или иные изменения в своих договорах обнаружили более половины (54%) американских пользователей кредиток, и примерно столько же (53%) узнали, что в результате теперь они должны выплачивать более высокие проценты по кредитам, нежели при заключении договора. Четверть столкнулась с сокращением кредитного лимита, 20% – с дополнительными комиссионными сборами, шестая часть – с возросшим ежегодным тарифом за обслуживание карты.

Все это решительным образом ударило по популярности этого финансового продукта. Отношение к банкам, выпускающим кредитные карты, ухудшилось у 54% опрошенных ComScore. Среди тех, кто столкнулся с односторонними изменениями условий по уже выданным кредитам, более половины опрошенных (55%) сократили траты со своих карт, около четверти (27%) прекратили оплачивать ими покупки, а 12% и вовсе закрыли свой кредитный счет. Каждый десятый (9%) открыл счет в другом банке, а 8% перевели деньги на другую карту. Лишь 3% не обратили внимание на ухудшение условий по кредитам и стали тратить больше.

Банки, выпускающие карты, оправдываются тем, что к изменению условий договоров их вынуждают ужесточение условий со стороны регуляторов. «Последний год был очень нестабильным для отрасли, – говорит Кевин Левит, вице-президент comScore. – Экономическая ситуация и государственные ограничения вынуждают кредитные организации менять условия, на что потребители реагируют крайне негативно».

В России банки не верят клиентам

Представители российских отделений платежных систем Visa и Mastercard (лидеров по количеству выпущенных карт в России) не смогли оперативно прокомментировать ситуацию на российском рынке кредитных банковских карт.

Марк Рубинштейн, замруководителя аналитического отдела ИФК «Метрополь», говорит, что в России банки тоже в ходе кризиса зачастую в одностороннем порядке меняли условия по потребительским договорам, увеличивая ставки по кредитам, однако статистики по этой практике нет.

По мнению Рубинштейна, в России едва ли можно говорить о падении доверия обладателей кредитных карт к банкам. «Скорее наоборот: у нас упало доверие банков к клиентам-обладателям кредитных карт, – говорит аналитик. – Снижение располагаемых доходов привело к увеличению рисков, тем более банковский карточный кредит считается очень рискованным продуктом». Что касается потребителей, то желающих взять кредиты на банковских картах вполне достаточно, отмечает эксперт.

Действительно, с увеличением рисков невозврата по кредитным карточным продуктам, банки увеличили процентные ставки и ужесточили требования к заемщикам. Участники рынка предпочитают выдавать кредитки только постоянным клиентам безупречной кредитной историей или сотрудникам компаний, имеющих в банке «зарплатные» счета.

Снять «кэш» с кредитки

Тем не менее, результаты исследования компании Profi Online Research, проведенного во втором квартале этого года, свидетельствуют, что недоверие российских потребителей к картам все же несколько увеличилось. Если в четвертом квартале 2008 г. наличные деньги с кредитных карт снимали (т.е. по сути, использовали кредитку не по прямому назначению) или планировали снимать 46% участников исследования, то по итогам второго квартала 2009 г. эта цифра выросла до 54%, говорят данные опроса.

Полученные в ходе исследования цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем клиенты банков в настоящее время не торопятся обзаводиться кредитными картами. А многие из тех, у кого они уже есть, склоняются к тому, чтобы отказаться от подобного рода банковских услуг. По итогам II квартала 2009 г. кредитной картой в последующие 6 месяцев планировали продолжать пользоваться не более 24% опрошенных.

Проблему признают и в Госдуме. На прошлой неделе нижняя палата парламента приняла в первом чтении поправки к закону «О банках и банковской деятельности», которые должны ограничить одностороннее изменение ставок по банковским кредитам. Необходимость введения запрета депутаты объяснили тем, что за время кризиса банки чаще стали пользоваться прописанной в договорах возможностью сокращать срок кредитования, требовать досрочного погашения долга и увеличивать ставки.

На кредитках – всего 5% платежей

По прогнозам специалистов компании StatBanker.ru, по итогам этого года с учётом курсовой разницы совокупный объём операций по оплате товаров и услуг, а также снятию наличных по кредитным картам в этом году достигнет в России $12 млрд. Это всего около 4,5% от денежной суммы всех операций, совершенных держателями банковских карт, выпущенных в России.

В ближайшие 2-3 года можно ожидать троекратного роста объёма операций по кредитным картам до $36 млрд, прогнозируют специалисты, за счет увеличения доли кредитных карт в общем объёме всех операций, совершенных на территории России с 4,5% до 9-12%.

Газета