Ваша оценка новости
требуется авторизация | |
Общая оценка | 15 |
Ключевые слова
- банк (599)
- заемщик (328)
- ставка (78)
- автокредит (44)
- автопроизводитель (6)
Спрос на автокредиты вскоре может восстановиться
В период мирового финансового кризиса автокредитование стало труднодоступной услугой для большинства населения в силу своей дороговизны и ужесточения требований к заемщикам, однако банки не теряют надежды на то, что клиенты у них все-таки будут. Впрочем, в этом заинтересованы и дилеры с автопроизводителями.
Изначально необходимо понимать причину, по которой автокредиты стали дорогими. «В условиях кризиса возросла стоимость заемных средств для банков», – говорит заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов. Желая свести к минимуму риски кредитования и принимая на себя ответственность за сохранность средств вкладчиков, кредитные институты были вынуждены корректировать свою политику займов, повышая процентные ставки и ужесточая требования к платежеспособности клиентов, продолжает он.
Партнерские программы производителей, дилеров и кредитных организаций в секторе автокредитования актуальны как никогда. «Не стоит забывать, что в связи с кризисом спрос на автокредиты и объемы продаж автомобилей резко сократились, поэтому все участники этого сегмента рынка заинтересованы в эффективных способах стимулирования клиентской активности», – говорит Екатерина Забелина, руководитель группы кредитных продуктов BSGV. Очень многие фирмы сейчас предоставляют клиентам скидки и проводят специальные акции, причем это касается даже машин 2009 года выпуска. Автопроизводители активно стремятся привлечь к таким акциям банки и страховые компании и пытаются предоставить клиенту интересное «пакетное» предложение.
Однако в период кризиса банки стараются страховаться и избавляться от излишне рискованных программ кредитования. Так, например, практически исчезли кредиты без первоначального взноса, поскольку высокий уровень нестабильности рынка делал банковские риски неадекватными. Также повысились требования к ликвидности залога, вследствие чего сектор кредитования отечественных авто или машин китайского производства еще более сократился.
О том, насколько изменилась политика банков по кредитованию автомобилей, показано в таблице. В ней приведена информация о 10 лидирующих банках в сфере автокредитования.
В таблице указаны процентные ставки на новые иностранные и отечественные автомобили. Из нее видно, что размер средней процентной ставки сейчас на рынке – около 20% годовых, хотя еще ровно год назад она была в 2 раза меньше – 10% годовых.
Таблица процентных ставок по кредитам на новые автомобили:
Банки | Процентные ставки | Минимальный взнос |
Сбербанк | 15–17% | 30% |
Русфинанс Банк | 22,5–29% | 30% |
ЮниКредит Банк | 20–22% | 30% |
Росбанк | 20,50% | 20% |
ВТБ 24 | 18–20% | 20% |
Райффайзенбанк | 22,5–25,5% | 20% |
«Уралсиб» | 21,9–23,9% | 20% |
Альфа-банк | 26% | 25% |
Собинбанк | 24% | 30% |
БСЖВ | 17–27% | 20% |
Сегодня на рынке практически не осталось кредитных организаций, которые предоставляют рассрочки по автокредиту. Одним из подобных банков является Собинбанк, да и условия он предлагает не такие плохие: 40% – первоначальный взнос, срок рассрочки – 2 года.
Кроме того, многие банки предпочли сократить срок кредитования до 3 лет. Безусловно, потребители сегодня имеют возможность взять заем на покупку авто и на 5 лет, но ассортимент подобных программ тем не менее ограничен. Что касается кредитов на поддержанные авто, то здесь требования банков к состоянию машины и страховому покрытию также повысились, а многие кредитные организации и вовсе отказались от кредитования этого сектора. «Иными словами, можно сказать, что банки сохранили работу по большинству автокредитных программ, изменив некоторые условия соответственно новым реалиям рынка», – отмечает Екатерина Забелина.
Если рассматривать процентные ставки по автокредитам, то они еще достаточно высоки, в сравнении с тем, что было ранее и какие они сейчас в других странах. Однако, по мнению Натальи Алымовой, директора департамента розничных продуктов и услуг ЮниКредит Банка, «некоторого снижения ожидать можно, хотя о возвращении ставок на докризисный уровень говорить еще рано». Во-первых, банки пока не обладают долгосрочным фондированием, стоимость которого была бы достаточно низка и предсказуема на значительный период времени в будущем. Кроме того, влияет ситуация в макроэкономике: покупательская способность снизилась, а риски выросли, в то время как у автодилеров и автопроизводителей наблюдаются сложности с реализацией.